Проект «Летающие звери» — помогать легко!

Окт 7, 2015, 13:28

Сериалу «Летающие звери», который снимает анимационная студия «Да!», уже почти три года. В сентябре студия выпустила юбилейную, двадцатую серию. Отмечая это событие, директор студии Надя Федяевская, художественный руководитель Миша Сафронов и психолог Фонда AdVita Светлана Васьковская поделились своими несекретными мыслями о том, что «Летающие звери» — это не только добрые мультики с отличной анимацией, но еще и первый в мире социальный медиа-бренд.

Все началось пять лет назад с волонтерских мастер-классов «Как создать мультфильм», которые сотрудники студии «Да!» проводили в детском онкодиспансере. На первом же занятии талантливые ученики придумали историю, в которой звери так хотели летать, что, видя их желание, волшебник дал им крылья. Художник Роман Соколов визуализировал идею, а некоторое время спустя Фонд AdVita, помогающий детям и взрослым с онкологическими заболеваниями, наладил выпуск сувенирной продукции с летающими зверями. Деньги, вырученные от продажи кружек, брелоков и магнитов, начали перечислять на лечение детей. Так появился проект «Помогать легко!». Чуть погодя стало ясно — этот путь слишком узкий, авторам хотелось больших масштабов. И тут же (пароль – отзыв) появилась идея: летающие звери — это же готовые герои для мультфильма! Были написаны первые сценарии, и аниматоры принялись за дело.

Что это за зверь?

«Мне кажется, мы были одними из первых, – говорит Миша Сафронов, – кто решился поженить бизнес и благотворительность. Когда мне в голову пришла концепция, как наш бренд будет зарабатывать, я удивился: почему никто так не делает, это же очевидно? С запуском первых же серий летающие звери начали свое путешествие по нашей большой стране, мы вышли на федеральный уровень. Поначалу мне казалось невероятным, что печенье со зверями продается где-нибудь в Хабаровске, а зефир — в Волгограде. Притом что недавно о летающих зверях знали только юные петербуржцы и их родители.

“Летающие звери” — бренд, созданный по коммерческим законам. Он имеет лишь одно (но существенное!) отличие от своих коммерческих братьев: вся прибыль от продаж идет на благотворительные цели. И этот механизм позволяет благотворительности не просить, а зарабатывать. Основной доход мы получаем от продажи лицензий на использование персонажей мультсериала. Это может быть как нанесение изображений зверей на упаковку пищевых продуктов, так и любое другое их использование: издание книжек, раскрасок и игр, производство игрушек и разноплановой сувенирной продукции, продажа DVD-дисков и мобильного контента. Впрочем, несмотря на то, что мы ценим каждый рубль, который зарабатываем для детей, мы не берем в партнеры всех желающих. Мы — за то, чтобы наши летающие звери появлялись там, где они сами были бы рады появиться».

Помогать? Легко!

Проект «Летающие звери» строится только на положительных эмоциях: по сути, слоган «Помогать легко!» — это новое кредо, новый подход к благотворительности. Не жалость, но радость. И — системный вдумчивый подход. «Культура благотворительности в России пока только зарождается, – говорит психолог Фонда AdVita Светлана Васьковская. – Русскому человеку свойственна импульсивность, и, увидев где-то объявление “Требуется помощь!”, наш соотечественник в большинстве случаев откликнется и поможет. И забудет об этой истории до следующего крика о помощи. В то же время на Западе вся благотворительность держится на обычных людях, которые делают небольшие пожертвования каждый месяц. Как-то мы в Фонде посчитали — если каждый взрослый петербуржец раз в год откажется от бутылки водки и перечислит сэкономленные деньги в Фонд AdVita, этих денег нам хватит на лечение всех детей.

Увы, о том, чтобы достучаться до всех сердец, не приходится даже мечтать. И потому так нужна всем нам история, которую реализует студия “Да!” — вы покупаете сладости, канцелярские товары, игрушки или любую другую продукцию с изображением летающих зверей и радуетесь тому, что становитесь соучастником добра. А в следующий раз, когда вы приходите в магазин, вы интуитивно глазами ищете на полке те товары, с упаковки которых на вас смотрят слон Прабу, черепаха Че и их друзья. Мы проводили опросы и убедились в своей правоте: многие покупатели товаров, брендированных “Летающими зверями”, говорят, что такая форма благотворительности им наиболее удобна и комфортна».

Умножая нежность

«Нежности в мире мало, а пошлости много, — говорит Миша Сафронов. – И наши мультфильмы для тех, кто понимает это так же отчетливо, как и мы. Для тех родителей, которые скучают по лучшим моментам своего детства, и для детей, радующихся каждому моменту, который они проводят вместе с родителями.

В век планшетов и телефонов общение в семье подменяется светящимся экраном — просто и удобно. Но детство наших детей так быстротечно, что не успеешь оглянуться, а твои дети выросли, и ты так и не успел им ничего сказать, поиграть с ними, приобщиться к их увлечениям и повернуть их интересы в ту сторону, где тебе есть что сказать. Этой весной мы запустили обучающий сериал для самых маленьких “Малыши и летающие звери” — и мне кажется, те родители, которые чувствуют себя… немного, что ли, растерянно с детьми, не знают, с чего начать общение — с какой игры или затеи, могут почерпнуть в нём немало вдохновляющих идей».

Путем Капитана Немо

Вы до сих пор не видели ни одного мультфильма «Летающие звери» – ни на Youtube, ни на телевидении (с 2013 года сериал выходит на канале «Карусель»), ни на сайте? С одной стороны, это отличная новость — впереди вас ждет немало приятных и радостных минут в компании домочадцев, ведь эти мультики рассчитаны на зрителей от 5 до 105 лет. С другой — это бесконечно грустно.

«У нас нет серьезного бюджета и ресурсов для качественного продвижения наших мультфильмов, – говорит Надя Федяевская. – Не секрет, что на промоушн полнометражных фильмов зачастую предназначен такой же бюджет, как и на съемку. Мы имеем ограниченное финансирование, и частично в этом кроется ответ на вопрос “Почему “Летающих зверей” мало на телевидении?”. А вторая часть ответа состоит в концепции сериала: чиновников на телевидении пугает формулировка “благотворительный сериал”, не все понимают, что это за зверь и с чем его едят».

Все средства, которые проект получает от продажи лицензии, не возвращаются в работу студии, а идут напрямую на лечение детей. Это позволяет схеме быть максимально прозрачной для партнеров. Все отчеты о расходах публикуются в открытом доступе на сайте. А производство сериала существует за счет государственных грантов и, преимущественно, на средства культового сетевого персонажа и совершенно реального мецената Капитана Немо, поверившего в то, что благотворительному фонду можно дать «не рыбу, а удочку».

Ворваться в будущее

Сегодня в студии «Да!» утвержден план съемок двух новых сериалов, а сам коллектив студии готовится к расширению и к переезду. Параллельно идут переговоры с продюсером, который готов продвигать «Летающих зверей» на федеральные каналы. По пьесе «Легкий слон» уже сегодня созданы две театральные постановки, их можно увидеть в Петербурге. При этом, по ощущениям создателей одного из самого вдохновляющих благотворительных проектов, будущее, — это не какие-то отдаленные туманные перспективы. В сущности, будущее — это здесь и сейчас.

«Помните, как в детстве? – Миша Сафронов неожиданно превращается в мальчишку, и, глядя ему в глаза, вряд ли дашь ему больше десяти лет. – Засыпаешь вечером в своей кровати и представляешь: “Ого! Однажды наступит 2000 год, и я буду в нем жить! Интересно, какой она будет, та жизнь?”. Мне тогда очень хотелось хоть одним глазком заглянуть в будущее. А сегодня я заглядываю в будущее каждый день: я держу в руках смартфон и не верю в его возможности. Ведь мы в детстве не могли об этом и мечтать, а сейчас это существует. Я читаю статью о скрытых возможностях своего аппарата и удивляюсь еще больше: это надо же! А потом я смотрю на то, что мы делаем, и понимаю: что смартфон? Это мы прорвались в будущее! Наше завтра наступило уже сегодня! Мы спасаем детей и их детство, и не давим при этом на то, что “надо бы помочь деньгами, а то все закончится плохо”. Мы делимся радостью и получаем радость в ответ. И если я о чем-то жалею, так это о том, что со всеми этими делами и планами у нас стало меньше времени, чтобы проводить мастер-классы в онкологических больницах. Но мы стараемся».

Больше, чем покупка.

 

Читать еще