Кризис добрался до PR индустрии

Окт 23, 2015, 00:27

30% компаний в России, согласно опросу HeadHunter (опрошено 330 российских и иностранных компаний), в этом году сократили штат специалистов по связям с общественностью, в следующем году еще 15% планируют сделать это. Парадоксально, но одновременно 50% предпринимателей хотят увеличить штат специалистов по PR, маркетингу и рекламе.

Негативные тенденции на рынке для специалистов по рекламе и PR заметили и аналитики из рекрутингового портала Superjob.ru. По данным компании, конкурс на вакансию специалиста продвижения сейчас составляет 4 резюме на одно рабочее место в Петербурге, по России — чуть меньше — 2,8 резюме на вакансию. Пик же пришелся на начало года — когда на одну вакансию в Петербурге претендовало более 5 соискателей.

«Сейчас в Санкт-Петербурге число вакансий в этой сфере на 30% ниже, чем год назад. Число резюме растет в соответствии с сезонным трендом. Это говорит о том, что часть рекламщиков нашла стабильную работу во втором-третьем квартале, а часть – ушла в смежные области»,

– делают выводы в Superjob.

По словам директора HeadHunter по Северо-Западу Юлии Сахаровой, кризис заставил бизнес изменить и стратегию работы с PR-специалистами: «Сегодня возросло количество предложений для претендентов без опыта. Это отчасти может быть связано как с кризисными настроениями и желанием работодателей сэкономить, а также с тем, что часть функционала по SMM и интернет-маркетингу отдается в ведение недавних выпускников. Кроме того, растет спрос на универсальных специалистов, например менеджеров по маркетингу, которые отвечают за все направления работы, связанные с коммуникациями».

Директор digital-агентства Spbnews Юрий Строфилов уверен, что в то время, когда нужно экономить, оптимизация — единственный возможный выход для бизнеса:

«Раньше компании имели возможность тратить деньги неэффективно, в кризис — нет. Например, логотип города-спутника Москвы за 15 млн долларов, который сделала Канделаки, я бы не стал брать. До кризиса на понты деньги еще можно было найти, можно было осваивать бюджеты, сейчас это позволить уже нельзя».

По словам Строфилова, на рынке PR происходит естественный отбор — выживают сильнейшие.

«Хороших специалистов и так было немного, взяться им неоткуда. Сейчас они стали более востребованными»,

– убежден он.

Как говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли, управляющий партнер «220 вольт» Алексей Федоров, в кризис PR-служба важнее всех остальных:

«В PR главная задача — имидж компании. Даже не среди покупателей, а среди ее контрагентов — это банки, арендодатели, поставщики услуг. В нашем случае — это владельцы складов и магазинов. Продажи, может, это и не повысит, но создаст нужную ауру, нужное для рынка отношение к компании».

По словам Федорова, «220 вольт» на данный момент активно набирает сотрудников в отдел PR и маркетинга. Данной стратегии, уверен он, стоит придерживаться всем игрокам рынка, в особенности компаниям, арендующим большое количество помещений.

«Те, кто сейчас поступают по-другому, рискуют вылететь с рынка».

Председатель Совета директоров ОАО «Энергомашбанк» Павел Селезнев рассказал, что его компания относится к числу тех, которые не изменяют затраты на продвижение:

«У нас есть традиционные мероприятия: концерт, посвященный Дню прорыва блокады, для клиентов, спортивный турнир, семинары для вкладчиков. Конечно, мы не будем тратить сейчас большие суммы на новогодние подарки, откажемся от ежедневников в пользу лишь календарей. Но общий бюджет останется на уровне прошлого года».

По словам Селезнева, банки сейчас не заинтересованы в «раскачивании» информационной ситуации, а нацелены скорее на работу вовнутрь — с клиентами. Менять штат сотрудников, отвечающих за продвижение и маркетинг, в «Энергомашбанке» не намерены.

Впрочем, среди опрошенных «Фонтанкой» предпринимателей нашлись и сторонники обратной точки зрения. Глава УК «Теорема» Игорь Водопьянов уверен, что PR в кризис нужен разве что государству:

«Когда бабушка получает маленькую пенсию, важно рассказывать о том, как хорошо живут пенсионеры, или показывать, какова мощь страны, как бомбят Сирию. Для бизнеса же сокращать нечего — PR сродни птице: слон идет, воробей сидит на спине, воробей улетит, а слон все равно будет идти».

Ксения Клочкова,
«Фонтанка.ру»

Читать еще