Ведомости сообщают, что ритейлер привлек клиентов гипермаркетов «Ашан», «О’кей» и «Лента».

Доля лояльных покупателей сети «Пятерочка» (входит в X5 Retail Group) в Петербурге увеличилась с 15% в I квартале 2015 г. до 26% в I квартале 2016 г., следует из апрельского обзора «Сбербанк CIB» «Потребительский индекс Иванова». В то же время доля лояльных покупателей «Ленты» уменьшилась на 1,8 п. п., «О’кей» и «Ашана» – на 0,6 п. п. Лояльными покупателями считаются те, кто большинство продуктов покупает в данной сети.

Из других сетей только «Дикси» увеличила свою долю – на 1,4 п. п., это может означать, что «Пятерочка» перехватила подавляющую часть трафика у гипермаркетов, делают выводы аналитики «Сбербанк CIB». Эта гипотеза косвенно подтверждается совпадением аудиторий «Пятерочки» и других сетей. По данным обзора, около 53 и 46% покупателей «О’кей» и «Ленты» соответственно совершают покупки в «Пятерочке», но только 35% покупателей «Пятерочки» посещают «О’кей», а 25% – «Ленту».

Где подешевле
Более 50% респондентов изменили подходы к покупкам, раньше они ориентировались на соотношение цены и качества, прежний опыт, приятную обстановку, а теперь важнее всего цена и наличие промоакций, рассказала руководитель направления по работе с сетями розничной торговли Nielsen Дарья Кондратьева, ссылаясь на проведенное в 2015 г. исследование.

В «Ашане» отмечают, что поведение покупателей изменилось. По словам директора по внешним коммуникациям «Ашана» Марии Курносовой, в последнее время гипермаркеты все больше становятся «магазинами выходного дня». В будние дни клиенты чаще совершают покупки в супермаркетах и «магазинах у дома», добавляет она. В прошлом году многие сети гипермаркетов почувствовали снижение выручки, говорит Бурмистров. К примеру, Prisma начала оптимизацию сети, сказал он. Рублевые продажи Prisma упали в 2015 г. на 15%.

В 2015 г. X5 обновила в Петербурге все «Пятерочки». Новая концепция является одним из основных факторов улучшения результатов, говорит представитель X5. По его словам, ключевые изменения в новой «Пятерочке» коснулись ассортимента, в первую очередь значительно увеличилась зона фреш. Также X5 расширила предложение товаров по низким ценам, продолжает развитие собственных торговых марок, которые тоже позволяют потребителю экономить, ритейлер стал активнее работать с промоакциями и скидками, перечисляет представитель X5.

«Дикси» зафиксировала трафик в позитивной зоне, говорит представитель ритейлера Екатерина Куманина. По ее словам, компания оптимизировала ассортимент, развивала направление собственных марок, работала над закреплением стандартов оценки качества, что ведет к сокращению потерь. С учетом ослабления инфляции с начала года сети удается снизить ценовое давление на покупателей, добавляет она. Люди стараются больше покупать в магазинах малых форматов, где они способны лучше контролировать свои траты, также сокращается количество позиций в чеках – покупатели отказываются от некоторых брендов, говорит Бурмистров. В 2015 г. он отмечает агрессивный рост малых форматов в Петербурге – сеть «Дикси» выросла с 203 до 271 магазина, «Магнит» – с 121 до 166.

Ведомости – Санкт-Петербург
Евгений Федоров