В Петербурге ожидается дефицит гостиничных номеров из-за небывалого наплыва туристов

Авг 29, 2016, 16:21

Петербург оказался не готов к небывалому наплыву туристов. Отельеры собираются поднять цены на 50%, но коллапса вряд ли удастся избежать — ведь новых отелей никто не строит, пишет Деловой Петербург.

К концу этого года, как ожидают в комитете по туризму, Петербург посетят до 6,7–6,8 млн туристов, это на 300 тыс. человек больше, чем в прошлом году. По данным momondo, Петербург на седьмом месте в топ–10 самых популярных среди россиян городов мира.
Кроме того, дешевый рубль привлекает в город иностранцев (это примерно половина гостей) и не дает уезжать за границу россиянам. В итоге участники гостиничного рынка уже сейчас признают этот год рекордным по выручке.

Заоблачный спрос
По оценке JLL, загрузка отелей Петербурга всех сегментов в июне 2016 года была самой высокой за 5 лет. В Colliers International добавляют, что за первое полугодие средний показатель загрузки отелей вырос на 3% и достиг 67%. Турпоток будет расти и дальше, например, авиакомпания «Россия» запустит еженедельный рейс Петербург — Пекин, значит, вырастет число китайских туристов, которых и так за год стало в городе на 50% больше. А на ЧМ–2018 по футболу, по прогнозу Российского союза туриндустрии (РСТ), приедут 1,5 млн только иностранных болельщиков, и большинство из них захотят посетить Петербург.

8ca4257c-4c02-49f7-b755-3e3abaf10c45

На этом фоне гостиничных номеров в Петербурге больше не становится. А число мини–отелей и хостелов и вовсе сократилось на 14%, по данным комитета по туризму. Отчасти причина в том, что рынок малых отелей в этом году переживал потрясения — из–за законопроекта депутата Галины Хованской хостелы в квартирах оказались под угрозой закрытия. Госдума не приняла проект, но многие участники рынка уже успели распродать свои активы.

Новых крупных отелей в этом году открылось всего два: заработал корпус гостиницы «Октябрьская», ребрендированный в Best Western Plus Centre Hotel (107 номеров) и Hampton by Hilton Expoforum (207 номеров).

Франсуа Морвана, генеральный управляющий кластера отелей Hilton и Hampton by Hilton St. Petersburg ExpoForum, рассказывает, что первый сезон на петербургском рынке был успешным и напряженным. «За последние полгода выросла как загрузка отелей, так и тарифы. Спрос стимулирует рынок, и цены растут, — рассказывает он. — Сегодня 60% всех туристов — это россияне, чаще всего семьи с детьми. Также Северную столицу посещают туристы из Бразилии, Ирана и азиатских стран, среди которых лидирует Китай».

По данным Colliers International, средняя стоимость номера в Петербурге за этот сезон уже выросла на 26% по сравнению с прошлым годом. Отельеры готовятся поднять цены в 2017 году еще на 30– 50%, спрос им это позволяет. «В этом сезоне у нас выше и загрузка, и средняя цена, и доход с номера, — говорит владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. — На моей памяти такого не было лет 16–17, спрос уже можно назвать ажиотажным. Но инвесторам отрасль неинтересна. В среднем ценовом сегменте лет пять ничего нового не появится».

Цены или пригороды
Эксперт добавляет, что сейчас гостиничный бизнес высокорентабелен (EBITDA около 35–40%) для управляющих компаний, а для инвестора доходность — около 6%. Срок окупаемости четырех–пятизвездочного отеля на 50–200 номеров — 16–20 лет. При этом многие собственники, которые строили отели в 2007–2009 годах (тогда открывалось по пять–семь гостиниц в год), привлекали валютные кредиты и в итоге оказались на грани выживания.

В итоге, рассказывает Юнис Теймурханлы, с ажиотажа этого года сливки снимают те, кто строил отели 10–15 лет назад. «УК сейчас буквально охотятся за инвесторами, но те готовы строить что угодно, только не гостиницу. В итоге на участках, где буквально напрашивается гостиница, появляются, например, апартаменты».

Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL, однако, считает, что инвесторы, увидев спрос, активизируются раньше и уже через 2–3 года можно ждать нового всплеска гостиничного строительства.

Оценить запас мощности туристической инфраструктуры города сложно, но правда, что большая часть гостиничного рынка Петербурга отработала высокий туристический сезон в этом году близко к пределу загрузки. Думаю, отельеры будут корректировать цены, чтобы перераспределить потоки гостей по году, сгладив сезонные колебания.

Полностью это проблему не решит: в 2017– 2018 годах крупные международные мероприятия (ПМЭФ, Кубок конфедераций, ЧМ по футболу) пройдут как раз в то время, когда большинство туристов хотят приехать в город, — в июне–июле.

С чемоданами в Пулково туристы стоять не будут, успокаивают эксперты, однако на рынке возможен дефицит. Юнис Теймурханлы поясняет, что россияне станут «ценовым якорем». Наши соотечественники — половина всех гостей отелей, и желание их удержать не позволит игрокам рынка поднимать цены более чем на 20%. Но при этом свободные номера могут просто закончиться, и Петербург начнет отталкивать новых гостей перенаселенными гостиницами и многочасовыми очередями в музеи. Причем эта проблема касается уже не только отелей и музеев, но и театров и даже улиц в центральной части города.

Один из возможных выходов — стимулировать спрос на отели на окраинах города, в пригородах, в области. Для европейских туристических столиц это привычная практика, особенно во время спортивных и кинофестивалей. Люди селятся в пригородах и приезжают, например, в Ниццу или Канны на поезде.

Павел Румянцев, заместитель директора Северо–Западного отделения РСТ, добавляет, что в Петербурге загруженность ведущих музеев почти критическая (прежде всего это касается Петергофа и Эрмитажа). Музеи стараются перераспределять потоки, открывают подразделения, но основная масса туристов хочет видеть раскрученные места (например, Янтарную комнату).

Кроме того, городу не хватает отелей «туристского» класса для групп, но у них еще дольше срок окупаемости и невысокая загрузка в несезон. На 2017 год отели уже предлагают туроператорам тарифы на 30–40% выше показателей этого года, это может отпугнуть и экономных китайцев, и россиян. Но главная задача по разгрузке инфраструктуры — превращать город во всесезонное направление. То есть комбинировать культурный и деловой туризм.

— добавляет Павел Румянцев.

Марина Васильева, Деловой Петербург

Читать еще