Ассоциация брендинговых компаний России (АБКР) совместно с Ростуризмом в присутствии ведущих СМИ представили 22 лучшие концепции туристического бренда России, над которыми специалисты трудились с сентября прошлого года. Все работы – это плоды командной работы «сборной России по брендингу», а общая идея предпоказа – поделиться максимальным числом решений из тех, что сами разработчики считают наиболее достойными обсуждения.

В дальнейшем, согласно регламенту конкурса, из представленных вариантов экспертный совет сформирует шорт-лист из 10 работ, прошедших патентную проверку, которая осуществляется силами Центра интеллектуальной собственности EY (СНГ). После этого высокое жюри, возглавляемое вице-премьером правительства РФ Виталием Мутко, выберет три лучших варианта. Но финальный выбор предстоит осуществить самим гражданам страны. Все люди, неравнодушные к будущему российского туризма, смогут проголосовать за своего «фаворита» на официальном сайте конкурса.

Начальник управления государственных туристских проектов и безопасности Ростуризма Светлана Сергеева, выступившая с приветственной речью, отметила:

Реализация огромного туристического потенциала Российской Федерации в интересах социально-экономического развития территорий и повышения качества жизни населения является задачей национального значения, успешное решение которой напрямую зависит от эффективного позиционирования и продвижении на мировом туристском рынке. Туристический бренд страны – это ценнейший нематериальный актив, залог её конкурентоспособности как места отдыха и путешествий.

Формат предпоказа подразумевал экспресс-знакомство «от первого лица» с каждой из 22 концепций, представленных на специально подготовленных для мероприятия бордах по единому образцу. Авторы работ лично презентовали свои наработки, выступив с короткой речью, а затем ответили на вопросы журналистов.

В представленных вариантах туристического бренда России был продемонстрирован полный спектр идей и образов – от русского авангарда с его духовными поисками до минималистичной современной эстетики. В поисках вдохновения авторы обращались и к женской душе России, выраженной в аллегории платка, и к образу калейдоскопа, символизирующего многогранность территорий, культур и этносов, и к теме контрастов «льда и пламени». Разнообразие дизайнерских и шрифтовых приемов успешно дополняло полифонию концептуальных решений.

Успешный бренд не только привлекает внимание путешественников, инвесторов или талантливых людей, но также делает многое для объединения людей в качестве граждан. Но по-настоящему активировать капитал страны или территории можно лишь в том случае, если учтены все формальности, связанные с правильной регистрацией нового бренда. Именно поэтому Ассоциация брендинговых компаний предложила компании E&Y – профессионалам в области патентного права – подключиться к работе. Мы очень рады, что коллеги, несмотря на занятость, нашли время и ресурс для этой задачи.

— отмечает Елена Юферева, член Совета АБКР и генеральный директор Brandson Branding Agency, координирующего процесс патентной проверки от лица Ассоциации.

Специалисты Brandson, участвовавшее в разработке проекта в команде № 2   с коллегами из  Depot WPF и Mildberry, предложило решение, основанное на двух метафорах: России как калейдоскопа различных ландшафтов, культур и цивилизаций и России как страны с женской душой. Яркие впечатления, которые можно получить, путешествуя по России, всегда зависят от точки зрения самого путешественника, от его настроения и маршрута, от его способности «увидеть больше» – таков слоган первой концепции. Это означает и возможность заметить то, что на первый взгляд не очевидно (more than it seems в английском варианте брендлайна), и огромные размеры страны.

– Узор калейдоскопа с его пластикой является не только символом многогранности восприятия страны, но и напоминанием о русских народных орнаментах, — отмечает директор по стратегии Brandson Григорий Храбров. – Кроме того, узор – это единая энергетическая система, подобная хороводу, древнему русскому обрядовому танцу. Хоровод символически отсылает к древней и сакральной традиции кругового хождения вокруг солнца, что символизирует смену времен года, столь выраженную в такой северной стране, как Россия.

Идея другой  концепции основана на женской природе русской души. Хотя образ России во все времена был грозным и волевым, нашей стране в большей степени присущи такие качества, как щедрость, загадочность, мудрость. И все эти качества присутствуют в русской женщине и ее неизменном атрибуте – простом и изящном платке. Россия – это она, и она – прекрасна (She is gorgeous – английский вариант брендлайна).

Эркен Кагаров,  арт-директор  Студии Артемия Лебедева, один из разработчиков Туристического бренда России команды № 5 предложил иное видение туристического бренда России:

Мы подготовили для конкурса три концепции, в одной из которых я был дизайнером. Первоначальный слоган для нашей идеи, в которой масштаб страны оказывается еще крупнее, за счет содержания — «Больше, чем большая страна» юристы попросили заменить, поэтому придумали замену (адекватную, на мой взгляд) «Россия больше, чем ты знаешь». Образ большого масштаба задал и форму самому логотипу с растущими буквами (получился архетипичный ряд матрешек, впрочем, клиновидная динамичная форма характерна, на мой взгляд, и для целого периода СССР — 60-х годов).

Задумывая этот конкурс, мы понимали, что будем похожи на вездеход, который едет без дороги: мировой практики таких масштабных проектов не существует. Поэтому сейчас, предлагая на строгий суд СМИ результаты нашего коллективного труда, мы нарушаем законы жанра. Мы не боимся обсуждения и критики незавершенных работ. Наоборот, это позволит нам довести концепты до совершенства, чтобы россияне в итоге имели возможность выбирать лучших из лучших.

– отмечает сопрезидент АБКР и управляющий партнёр брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев.

Жюри, состоящее из значимых российских и зарубежных специалистов — таких, как испанский эксперт в области брендинга и международного продвижения Хуан Карлос Беллосо и генеральный секретарь Всемирной Туристской Организации (UNWTO) Талеб Рифаи, определит три лучших варианта турбренда. Один из них, выбранный открытым всеобщим голосованием на сайте проекта, станет новым туристическим символом России.

Для справки:

Работа над турбрендом России стартовала по инициативе Ростуризма в 2015 году с общенационального конкурса идей и визуализаций, в котором мог поучаствовать каждый россиянин. В 2016 году проект продолжился уже на профессиональном уровне под эгидой Ассоциации брендинговых компаний России (АБКР). В сентябре пятьдесят ведущих российских специалистов в области рекламы и брендинга приняли участие в трёхдневном воркшопе, в рамках которого было создано более 30 направлений для развития бренда России. Затем концепции были доработаны проектными командами и прошли международную патентную проверку, выполненную при содействии Центра интеллектуальной собственности EY. В итоге отвечающие всем критериям варианты попали в лонг-лист: именно они были представлены представителям СМИ на предпоказе 27 января.

Метки: