Время говорить, а не молчать

Апр 5, 2018, 16:52

Социальный проект «Фигура умолчания» от агентства Brandson (Total Identity Group) взял золото на фестивале маркетинговых коммуникаций «Серебряный Меркурий» в номинации «Лучшая кампания по построению социального бренда».

«Фигура умолчания» — это социальный проект, целью которого стало привлечь внимание к проблеме домашнего насилия. Проблеме, которую пока принято умалчивать в нашем обществе. Цифры говорят сами за себя: 77% женщин переживали опыт домашнего насилия: психологический, сексуальный, экономический и физический. Каждое четвертое женское самоубийство в стране — следствие насилия в семье. В результате домашнего насилия гибнут 12-14 тыс. женщин — одна женщина каждые 40 минут. При этом только половина процента социальных фондов России занимается этой проблемой, хотя от домашнего насилия страдают не только женщины, но и дети. А жертву чаще всего считают причиной случившегося.

Команда агентства Brandson (Total Identity Group) изучила реальные истории жертв, психологические форумы и, взяв за основу монологи детей и родителей, составила из них портреты жертв, наполненные неподдельными, живыми эмоциями, которые не оставят никого равнодушным.  Фигура умолчания – это лексический приём, намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Душевная лень направляет нас по самому лёгкому пути – принимать стандартные отговорки за чистую монету, игнорируя реальные проблемы. Никто не хочет читать текст под звёздочкой, и поэтому именно на нём создатели проекта фокусируют внимание зрителя.

Основой айдентики стала звёздочка.  В минималистичных по стилю изображениях яркая красная звёздочка сразу приковывает внимание и выступает в виде заколки в волосах жертвы, значка или рисунка на футболке ребенка. Тонкий, почти гравюрный дизайн привлекает взгляды и побуждает рассмотреть его вблизи. Таким образом, получается изображение с двойным смыслом, который раскрывается по-разному в зависимости от расстояния. В случае размещения в печатных СМИ, вёрстка, приближенная к журнальной, позволяет создать ощущение, что изображение встроено в обычный поток информации, но вместе с тем ярко выделяется из него, чтобы показать бездну, которая скрывается за дежурными фразами.

Текст под звёздочкой – это метафора чувств, что лежат на поверхности, но воспринимаются нами с безразличием

В леденящих душу историях женщин, пострадавших от домашнего насилия, больше всего поражает налет обыденности: много лет, изо дня в день, все соседи знали. Все молчали.

Елена Юферева, генеральный директор агентства, с трудом сдерживает слёзы, рассказывая о женщинах, которые поделились с ней своими историями. Кого-то годами бил муж, бил изощрённо и не оставляя синяков. Кого-то выдали замуж не по своей воле и довели до таких глубин отчаяния, что побег в ночь с двумя тысячами рублей в кармане и полным отсутствием перспектив стал настоящим избавлением.

Основная проблема в том, что большинство женщин не бегут от мучителей, они молчат и надеются, что все закончится. 80% женщин, которые хотят подать в суд на насильников, отказывают в возбуждении дела. Мало того, жертва должна сама выступать в качестве обвинителя — собирать доказательства, назначать экспертизу, брать показания свидетелей. А если дело всё-таки доходит до суда, там стараются ее примирить с домашним насильником, и женщина вместо защиты получает новый круг насилия.

В российском законодательстве отсутствует понятие защитного ордера, то есть судебного приказа, который запрещает или ограничивает контакт насильника с пострадавшей.

В России действует телефон доверия для пострадавших от домашнего насилия, но на него звонят обычно тогда, когда уже ситуация достигла точки невозврата. Огласка поможет постепенно изменить общественное мнение, что особенно важно в ситуации, когда правовая система неспособна адекватно реагировать на случаи домашнего насилия.

«Мы затронули очень щепетильную тему домашнего насилия, о которой часто молчат. Она касается всех нас – детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Уже не первый год Россия на последнем месте среди двух десятков стран в индексе Trust Barometer, который составляет компания Edelman,» — говорит Елена Юферева,  — «наша цель состоит в том, чтобы привлечь внимание общественности к этой животрепещущей проблеме и совместными усилиями организовать достойную систему информирования о том, где женщины и дети могут получить помощь. Мы хотим переломить нездоровую ситуацию, когда вину за произошедшее возлагают на жертву, а в идеале – инициировать изменения в законодательстве».

Таким образом, агентство Brandson готово предложить проект «Фигура умолчания» заинтересованной некоммерческой организации, которая сможет воспользоваться им для улучшения российского общества, ведь обязанностью каждого творческого человека является применение своего таланта для общего блага.

 

Читать еще