7 причин добавить в бизнес эмоции

Апр 24, 2018, 23:30

Что главное в бизнесе? Многие скажут: идея. Продукт, который будут покупать. Потребности рынка. Конкуренция. Бизнес-план. Оценка рисков.

Всё так. Вот только в этом рецепте не хватает одного секретного ингредиента. В нем нет пункта про основной актив и ресурс: вас самих и ваши эмоции. Зачем они нужны бизнесу? Попробуем разобраться.

Быть феррари среди минивэнов

Консультант по карьерным стратегиям Елена Резанова описывает типичный разговор с начинающем бизнесменом.

— У меня готов план, всё просчитано, инвестор тоже готов. Но мне нужно еще какое-то подтверждение, что я иду именно туда.

— А в этом проекте учитывается то, в чем ты сама уникальна и крута?

— Хм. Я не смотрела с такой стороны. Но при чем тут я сама? Я просто всё буду делать, что от меня зависит, чтобы был успех.

— А энергообмен с этой темой чувствуешь? Драйв есть?

— Э-э-э-э-э… Лена, мы про серьезный бизнес говорим. Он же не для развлечения создается.

Так начинающие бизнесмены уже на старте блокируют эмоции. А между тем, в нелюбимом бизнесе выгорают намного быстрее и еще чаще дотла, чем на нелюбимой работе по найму. Ведь эмоционально мы ставим всё на карту. Ждем счастья и баланса просто потому, что наконец решились. И вдруг оказываемся в ситуации, что ноги не несут туда, о чем мы так долго мечтали.

Мы упустили секретный компонент — собственные эмоции. Если добавить их к трезвому расчету, есть хороший шанс, что среди прочих вы будете как «феррари» среди минивэнов.

Тест: вы и эмоции

Предлагаем небольшой тест. Прочтите следующие фразы и подумайте, согласны ли вы с ними.

  • Многие люди слишком эмоционально ко всему относятся.
  • Мы не должны руководствоваться эмоциями.
  • Эмоции мешают работе.
  • Эмоции мешают думать и поступать адекватно.
  • Эмоциями очень трудно (если вообще возможно) управлять.
  • Сильный человек — это тот, у которого ни один мускул на лице не дрогнет при любой новости.
  • Бизнес — это серьезное дело, и в нем нет места для переживаний и прочих «слабостей».
  • Если вы сказали «да» больше трех раз, то, скорее всего, лишаете себя и своих коллег одного из самых уникальных ресурсов в бизнесе — эмоций, а свой бизнес — потенциала для развития.

Эмоциональный интеллект

Мы считаем себя рациональными существами, но ученые выяснили: наш мозг устроен так, что всегда отдает приоритет эмоциям. Все, что вы видите, слышите, обоняете и осязаете, трансформируется в электрические сигналы, путешествующие по телу. Эти сигналы передаются от клетки к клетке до тех пор, пока не достигают конечной точки путешествия — мозга. Там они сначала проходят через лимбическую систему — зону, в которой формируются наши эмоции, и лишь затем попадают в участок мозга, отвечающий за рациональное, логическое мышление.

Избежать эмоциональной реакции нельзя — ни в жизни, ни в работе

Исключить эмоции из жизни компании и управления людьми невозможно. Точно так же невозможно исключить и «сухой» расчет. Как выразился американский ученый Петер Сенге, «люди, много достигшие на пути совершенствования… не могут выбирать между интуицией и рациональностью или между головой и сердцем так же как мы не можем принять решение о том, чтобы ходить на одной ноге или видеть одним глазом».

Уравнять эмоциональную и рациональную стороны поможет эмоциональный интеллект. Это понятие придумали психологи Питер Саловей и Джон Майер. В 1995 году Дэниел Гоулман написал книгу «Эмоциональный интеллект», и прославил термин на весь мир.

В чем поможет эмоциональный интеллект

Вот 7 задач, которые поможет решить эмоциональный интеллект.

1. Укрепить отношения с клиентами, коллегами и партнерами. Прочные отношения защитят в сложные времена, помогут собрать более полную информацию, при необходимости поддержат и позволят принять лучшие решения. Эмоциональный интеллект поможет построить и поддерживать такие отношения.

2. Наладить отношения со «сложными» людьми и урегулировать конфликты. В идеальной команде нет «сложных» членов, а конфликт всегда решаем. К сожалению, такое редко встречается на практике. Когда мы ищем эффективных сотрудников, полезных партнеров, постоянных клиентов, то часто сталкиваемся со «сложными» людьми. Эмоциональный интеллект позволяет найти инструменты для работы с ними, определить способы, с помощью которых мы можем решить проблему. Схожим образом он помогает распознать или даже спрогнозировать конфликт и справиться с ним, прежде чем он испортит все дело.

3. Принимать эффективные решения. Наши эмоции похожи на персональный радар. Они предоставляют нам устойчивый поток информации о нас самих, членах нашей команды и нашей среде. Когда мы находимся в тесном контакте со своими эмоциями и имеем к ним доступ, то можем задействовать эту информацию для принятия эффективных решений. Если у нас нет контакта с нашими эмоциями, мы упускаем важную информацию.

4. Выстроить более эффективную коммуникацию. Эмоциональный интеллект помогает нам понять себя, а также людей вокруг нас. Чувствуя эмоции и мотивацию окружающих, мы можем подбирать слова, способные донести нашу точку зрения и находить отклик у аудитории. Мы можем прогнозировать сложные моменты и уделять особое внимание тому, чтобы посылать верное сообщение с корректными эмоциями.

5. Спрогнозировать эмоциональные срывы и избежать их. Эмоциональные срывы происходят, когда мы теряем самообладание. Это офисный эквивалент агрессивного поведения на дороге. Развивая бизнес, мы испытываем серьезный стресс. Он способен вывести нас из себя и толкнуть на нежелательные поступки, если мы не умеем работать с эмоциями.

6. Выработать видение общих целей проекта, которые заинтересуют, вдохновят и мотивируют людей. Общие цели бизнеса важны для получения поддержки у каждого члена вашей команды и ее сплоченности. Установление таких целей требует понимания эмоций людей.

7. Создать позитивную рабочую среду. Можно оставить эмоциональную атмосферу на волю случая. Результаты работы будут непредсказуемыми. В качестве альтернативного варианта мы можем управлять средой, чтобы получить те результаты, к которым стремимся. Применение EQ позволит выработать продуктивную и успешную среду с высоким командным духом.


Автор: Наталия Булатова

По материалам книг «Никогда-нибудь», «Эмоциональный интеллект. Российская практика», «Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов», «Эмоциональный интеллект 2.0»

Читать еще