Большинство соискателей в Петербурге имеет высшее образование, а при выборе работодателя обращает внимание не только на стабильность и белую зарплату, но и на возможности для обучения и развития, а также комфортные условия работы.

Такие выводы получили аналитики Avito по итогам исследования факторов привлекательности работодателей.

Кто ищет работу в Санкт-Петербурге?

Исследование Avito показало, что высшее образование в Санкт-Петербурге имеет большая часть респондентов: 82% местных «белых воротничков» и 41% «синих» . Это существенно выше среднероссийских показателей, которые составляют 77% и 27% соответственно.

Среди петербургских мужчин, зарабатывающих физическим трудом, высшее образование есть у 65%, в то время как аналогичный показатель по России составляет 55%. В Петербурге у 80% занятых офисной работой женщин есть диплом об окончании вуза – это на 10% выше общероссийского значения. Таким образом, согласно результатам опроса Avito, соискатели из северной столицы более образованны, чем в целом по стране.

Основной мотив поиска работы почти для 60% россиян – стремление улучшить материальное положение. Мужчины (54%) ищут новое место для трудоустройства чаще женщин (47%), если их не устраивает текущий уровень зарплаты. Одной из наиболее весомых причин смены работы для женщин стало желание сменить коллектив – как в целом по России (12%), так и в Санкт-Петербурге (19%). Питерская молодежь в три раза чаще ссылается на аналогичную причину (21%), чем более опытные коллеги (7%).

Исследование также показало, что женщины в два раза чаще мужчин меняют работу по семейным обстоятельствам: 16% против 7%. Молодежь гораздо активнее старшего поколения меняет работу из-за желания сменить сферу деятельности (23% против 18%). А для офисных сотрудников престиж важнее (10%), чем для представителей рабочих специальностей (6%).

Критерии выбора работодателя

Принимая решение о трудоустройстве, «белые воротнички» из северной столицы в первую очередь обращают внимание на следующие критерии:
1) стабильность работодателя, в том числе наличие белой зарплаты;
2) конкурентоспособность оплаты труда: особенно это важно для респондентов старшего возраста (57% против 45% у молодежи);
3) возможность обучения и развития, причем для молодых соискателей этот фактор важнее (54%), чем для участников опроса старше 36 лет (44%).

Также для офисных работников из Петербурга важно удобное расположение места работы (60%): в условиях мегаполиса они больше ценят свое время, чем респонденты из других регионов России (48%). Другими специфическими критериями выбора работы для «белых воротничков» стали:
— личность руководителя (40%);
— возможность работать удаленно (30%);
— необходимость решать сложные и интересные задачи (для молодых респондентов этот критерий важнее: 11% против 8%).

Перспективы карьерного роста отметили только 35% респондентов – это ниже общероссийского показателя на 7 п.п. (42%), причем для молодежи продвижение по карьерной лестнице намного важнее (47% против 36%).

Для «синих воротничков» топ критериев выбора работодателя включает в себя:
1) уровень заработной платы и стабильность оплаты труда;
2) комфортные условия для качественной работы;
3) гибкий график.

Также для представителей рабочих специальностей важно, чтобы работодатель заботился о них, причем особенно внимательно к этому критерию относятся респонденты старшего возраста (35% против 28% у молодежи).

Сфера деятельности

Вакансии в конкретной сфере деятельности ищут 82% респондентов по России, и всего 4% опрошенных ограничиваются поиском в определенной компании. Представители рабочих профессий охотнее готовы браться за любой труд: на это согласны 20% «синих воротничков» и 12% офисных сотрудников.
Примечательно, что 62% опрошенных откликаются на вакансии, продолжая трудиться на предыдущего работодателя, а 38% увольняются до того, как найдут новую работу.

Способы и каналы поиска работы

По данным исследования Avito, россияне предпочитают пользоваться сразу несколькими каналами поиска работы. Подавляющее большинство опрошенных (95%) – как в Петербурге, так и по всей России – ищут работу онлайн, при этом 55% делают это с помощью сайтов объявлений. Особенно они популярны среди представителей рабочих профессий: 63% «синих воротничков» находят работу именно на онлайн-досках объявлений. Женщины чаще мужчин ищут работу на профессиональных форумах (38% против 26%), а представители молодого поколения (32%) активнее пользуются соцсетями по сравнению со старшими коллегами (24%).

Офлайн-каналы становятся все менее популярны, причем в северной столице они уходят в прошлое быстрее

Вторым по популярности каналом поиска работы остается сарафанное радио: 46% прибегают к помощи друзей и знакомых, 27% − ищут работу через бывших коллег и работодателей. Респонденты старшей возрастной группы полагаются на связи и знакомства больше молодежи: 32% против 22%.

Офлайн-каналы становятся все менее популярны, причем в северной столице они уходят в прошлое быстрее (их используют всего 15%), чем в целом по России (25%). 22% соискателей ищут работу в печатной прессе, 7% − по объявлениям на улице. «Синие воротнички» находят работу с помощью офлайн-каналов чаще (33%) по сравнению с белыми (22%).

Работодатели выступают с инициативой и переманивают к себе на работу в основном «белых воротничков» − 12%, а представителей рабочих профессий «хантят» лишь в 7% случаев.

Большая часть соискателей из Петербурга (43%) откликается на 1 – 5 предложений работы. Более чем на десяток вакансий откликается 32% петербуржских соискателей – это на 8 пунктов больше общероссийского показателя.

Петербуржцы (71%) чаще других россиян (60%) откликаются на вакансии онлайн. Причем среди «белых воротничков» это значение выше – 64% против 49%, а «синие воротнички» предпочитают телефонное общение с потенциальным работодателем (50%). 64% респондентов откликаются на вакансии в смежных сферах деятельности.

Большинство соискателей готовы пройти 1 – 2 этапа собеседования (42%); не более трех раз встретиться с работодателем готовы 18%; а 34% будут ходить на интервью столько раз, сколько потребуется. Более половины потенциальных работников положительно относятся к тестам. «Синие воротнички» больше, чем «белые» чувствительны к количеству этапов собеседования: 17% готовы лишь на одно собеседование и заинтересованы втом, чтобы максимально быстро получить ответ работодателя.

Согласно анализу экспертов «Avito Работа», на одном сайте размещено в среднем 1,7 резюме от каждого соискателя. А для того, чтобы получить максимальный охват соискателей, достаточно разместить описание вакансий не более чем на трех крупнейших сайтах региона.

В Санкт-Петербурге ситуация на рынке труда отличается от общероссийской картины

Владимир Корицкий, директор по развитию каналов продаж Avito: «В Санкт-Петербурге ситуация на рынке труда отличается от общероссийской картины. Например, мы выяснили, что для петербуржских соискателей возможности карьерного роста имеют меньший вес при поиске работы, чем среди жителей других городов. При этом для них важна стабильность работы и белая зарплата, а также потенциал дальнейшего обучения и развития.

Собранные данные о предпочтениях соискателей, их привычках, образе жизни, ценностях и приоритетах при поиске работы будут полезны как специалистам по подбору персонала, так и менеджерам. В условиях динамично меняющегося рынка труда важно держать руку на пульсе и учитывать это в работе с разными сегментами соискателей: как с «синими воротничками», так и с «белыми». Предпринимателям и руководителям небольших компаний результаты нашего исследования будут полезны для формирования системной политики подбора персонала и грамотной HR-стратегии – не секрет, что от кадрового состава компании зависит эффективность бизнеса в целом».


Исследование проведено экспертами «Avito Работа» совместно с агентством Bojole Research в мае 2018 года. В опросе приняли участие респонденты в возрастных категориях 21 – 35 лет и 36 – 50 лет, которые находились в поиске работы на момент опроса или в течение последних 6 месяцев. География исследования – 135 городов России. В данном материале представлены результаты опроса респондентов по России в целом и Санкт-Петербургу в частности.