Цветы золотого века
Тюльпаны в Европе появились во второй половине XVI века. Купцы привезли их из Османской империи. Цветы быстро набрали популярность, их видом наслаждались французские и немецкие аристократы и даже монаршие особы. Редкие для того времени растения становились предметом роскоши. Первый очаг тюльпаномании зафиксировали во Франции. Но подробной информации о пузыре не сохранилось. До нас дошли лишь байки о том, что всего одна луковица считалась достойным приданым для невесты, а ее цена равнялась стоимости целой мельницы. Историки считают эту информацию явным преувеличением.Тюльпаномания — классический пример пузыря, а её уроки актуальны и сегодняПостепенно тюльпаны проникли и в Нидерланды. В то время республика Соединенных провинций переживала свой золотой век. Терпимость к иноверцам, возможность свободно выражать свое мнение, а также благоприятные условия для ведения бизнеса позволили Нидерландам стать одним из самых прогрессивных и мощных государств на планете. Страна была настоящим магнитом для талантливых людей. Культура, наука, торговля и экономика расцвели. Именно в XVII веке у республики появились колонии по всему свету: в южной Африке, на Цейлоне и в Индии, Индонезии, в обеих Америках. В 1624 году голландцы заселили территорию возле Манхэттена и основали Новый Амстердам — современный Нью-Йорк. Население быстро накапливало капитал. В течение пяти лет, с 1633 по 1638 годы, вкладчики Амстердамского банка нарастили объем депозитов в серебре и золоте на 60%. Ко всему прочему голландцы не боялись риска. В демографической структуре преобладали молодые люди — потомки основателей государства и иммигрантов. Эти факторы — рост благосостояния и дух авантюризма — и легли в основу такого феномена, как тюльпаномания. У населения были деньги и готовность вкладываться в различные, даже сомнительные, проекты. В таких условиях появление пузыря стало практически неизбежным. Голландские садовники хорошо знали свое дело. Они культивировали множество сортов тюльпана, их выращивание и продажа приносили большую прибыль. Сформировался полноценный цветочный рынок. Луковицы тюльпанов из предмета роскоши превратились в доступный для среднего класса товар.
Курс луковицы: 1612 год
Природный фьючерс
До сих пор нет единого мнения о том, почему цены на тюльпаны так резко взлетели. Одни исследователи объясняют это временным затишьем в германских землях. Немецкая знать воспользовалась передышкой в череде мятежей и начала активно закупать луковицы, подогревая спрос. Другие историки утверждают, что селекционеры стали активно выпускать на рынок новинки. Старые сорта упали в цене, открывая доступ к торгам для все большего числа людей и наполняя рынок деньгами. Возможно, сработали оба фактора. Редкие тюльпаны стали стоить очень дорого и снова обрели статус люксового товара, сравнимого с ювелирными изделиями, драгоценными камнями и произведениями искусства. Но, в отличие от последних, тюльпаны можно было размножить. Их стали рассматривать как очень удачное вложение капитала, что также увеличивало спрос.Курс луковицы: 1625 год
Луковицы начали продавать на биржах и аукционах. Здесь же, в Нидерландах, появились фьючерсы. Дело в том, что тюльпаны цвели в мае. В середине лета молодые луковицы выкапывали, а осенью сажали вновь. В свою очередь, сезон торгов приходился на период с июля по октябрь. Осенью 1634 года голландские садоводы начали торговать луковицами в земле. Они брали на себя обязательство передать покупателю товар следующим летом. Контракты на луковицы стали производным финансовым инструментом и зажили своей жизнью. Следом на рынке появились спекулянты. Они перепродавали расписки на луковицы, которые все еще находились в земле. На растущем рынке игроки получали хорошую прибыль и не думали останавливаться. Помимо фьючерсов, родилась еще одна производная от тюльпанов — ас. Это была условная единица, привязанная к весу луковицы. Один ас равнялся 0,05 грамма луковицы. Сделки на биржах стали проводить и в асах: по сути игроки покупали и продавали цветочные побеги по кусочкам. В 1636 году популярность торгов тюльпанами достигла пика. Они стали действительно народными: сделки с луковицами теперь проводили не только на бирже, но и через клубы цветоводов, в трактирах, церквях и борделях. Здесь продавались недорогие сорта, прозванные мусорными.
Большая игра
Пузырь на цветочном рынке начал раздуваться в ноябре 1636 года. В землях западной Германии снова начались крестьянские бунты, голландцы потеряли важнейший рынок сбыта. Немецкая знать сосредоточилась на решении внутренних проблем и быстро распродавала луковицы. На рынке Нидерландов возник избыток предложения редких тюльпанов и цены обвалились в несколько раз. Но люди все еще помнили, что раньше стоимость луковиц постоянно росла. Началась спекулятивная игра. Торговцы перепродавали друг другу контракты, нагревая рынок. В декабре цена бумаг удвоилась, к концу месяца она поднялась почти в 20 раз по сравнению с ноябрьскими минимумами.Курс луковицы: 1636 год
Помимо спекулянтов, торгующих воздухом и получавших бумажную прибыль, набирала силу партия пессимистов. Они понимали, что сами луковицы в земле стоят во много раз меньше, чем фьючерсы. Свою роль сыграла и чума. Исследователи отмечают, что жители республики были напуганы эпидемией, и общая атмосфера страха сказалась на ожиданиях относительно цен на тюльпаны. Число торговцев-оптимистов неуклонно сокращалось. 3 февраля 1637 года рынок вошел в пике. Торги мусорными луковицами в Харлеме провалились. Только один игрок согласился купить контракт, причем по ценам на 35% ниже вчерашних. В городе полностью прекратились операции с луковицами. В течение короткого времени цены упали в 20 раз, владельцы контрактов теряли огромные деньги. Пузырь лопнул. Все города Нидерландов, кроме Амстердама, объявили фьючерсы и контракты на покупку реальных луковиц в земле недействительными. Власти Амстердама дали возможность садоводам и тюльпаноманам разбираться в суде. Примечателен один из последних аукционов, проведенных 5 февраля в городе Алкмаре. Выставленные на торги луковицы принадлежали покойному садоводу-любителю и трактирщику. Семеро его детей под присмотром опекунского совета объявили о продаже луковиц в земле. Один из игроков купил луковиц на 21000 гульденов (175 миллионов рублей), за одну штуку при этом давали 4200 гульденов (35 миллионов рублей). В ходе самого аукциона цена на редкие сорта резко возросла: с 6 до 17 гульденов (с 50 до 140 тысяч рублей) за ас или за 0,05 грамма луковицы редкого сорта. Сироты выручили с торгов 90000 гульденов (750 миллионов рублей), но денег так и не увидели: пузырь схлопнулся, сделку признали недействительной.
400 лет пузырей
Тюльпаномания до сих пор остается ярчайшим примером пузыря на рынке. Ее черты можно разглядеть и в наше время. Нередко, когда появляется какой-то новый товар или инструмент, инвесторы вкладывают в него деньги, постоянно увеличивая его стоимость. Растущие котировки привлекают все больше и больше игроков. Кажется, что цены всегда будут идти вверх: надувается пузырь. Плохие новости, падение уровня оптимизма, массовая распродажа или другие подобные факторы обваливают цены. Все хотят выйти из позиций, пузырь лопается, многие теряют деньги. Эта схема одинаково хорошо описывает и тюльпаноманию в Нидерландах, и ипотечный кризис 2007 года в США, и криптовалютные американские горки конца 2017 года. Несмотря на масштаб, тюльпановый пузырь все же не разрушил экономику Нидерландов. Состоятельные любители роскоши особо не пострадали, кто-то даже неплохо заработал. Записи поземельных книг свидетельствуют, что десятки богатых тюльпаноманов в течение 1637-1638 годов без проблем скупали недвижимость. И в этом механизм действия пузырей тоже не изменился. Владельцы крупных капиталов получают прибыль даже в таких сомнительных ситуациях. А бедняки, особенно те, кто вступил в игру слишком поздно, часто теряют деньги.Почти 400 лет рынки наглядно показывают нам опасность рыночных пузырей, а также учат уклоняться от безумия толпы и торговли воздухомОднако их потомки были готовы вступать в игру снова и снова. В 1838 году во Франции начал раздуваться георгиновый пузырь. В 1912 году, снова в Нидерландах, был зафиксирован ажиотажный спрос на новые сорта гладиолусов. В 80-х годах прошлого века цветочная мания посетила и Китай. Цены на луковицы ликориса резко выросли со 100 юаней до 200 тысяч: квалифицированный работник должен был трудиться 300 лет, чтобы получить такие деньги. Затем произошел неизбежный обвал.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.