Это первое подобное исследование в сфере event-маркетинга, которое в условиях новых экономических реалий стало необходимым для эффективной организации бизнес-процессов.
Позиция | Почасовая ставка в рублях |
Руководитель отдела реализации проектов | 7027 |
Руководитель проекта | 4576 |
Менеджер проекта | 2741 |
Ассистент | 1760 |
Аккаунт директор | 6263 |
Аккаунт менеджер | 3950 |
Креативный директор | 5888 |
Старший копирайтер | 3231 |
Копирайтер | 2725 |
Арт-директор | 4693 |
Дизайнер | 2765 |
Российский рынок event-маркетинга существует около 20 лет. Это высококонкурентная, динамично развивающаяся индустрия, и вопрос эффективности расходования средств становится все более актуальным. Тендерная система, на которую рынок перешел несколько лет назад, создает условия для более интенсивной эволюции отрасли — спрос на event-услуги повышается и количество участников рынка растет, что снижает общую рентабельность бизнеса и усложняет коммуникационные задачи. Каждый год появляется около ста новых игроков в индустрии несмотря на то, что большинство уходит в другие сферы или прекращает свое существование. Принятие общих стандартов позволит агентствам конкурировать за счет креативных концепций, поможет исключить демпинг цен и сделает участие в тендерах более прозрачным.
Учитывая тот факт, что основная статья прямых расходов в агентстве — профильный персонал, ассоциация REMA предлагает использовать вышеуказанные почасовые ставки в качестве стандарта ценообразования на российском рынке event-услуг. Это рекомендованные почасовые ставки специалистов агентства для заказчиков.
В ноябре прошлого года 16 агентств с годовым оборотом клиентских контрактов от 200 миллионов рублей объединились в Ассоциацию событийного маркетинга России REMA: Redday, SPN Communications, Departament, We Are in Sports, Braininglab, Eventum premo, «Подъёжики», Marketing Division, MaxMedium, ARS Communications, Louder, ERA, Creative Force, LYRA и BRAND New. Ее первым серьезным шагом стал расчет почасовых ставок специалистов, REMA провела исследование рынка, которое лидировал Павел Недостоев, глава Departament.
16 агентств с годовым оборотом клиентских контрактов от 200 миллионов рублей объединились в Ассоциацию событийного маркетинга России REMA
«Рейт карта персонала крупнейших агентств позволяет рынку сделать значительный шаг в сторону прозрачности и эффективности использования человеческого капитала. Выигрывают все, — говорит Павел Недостоев. — Клиентам это позволит рациональнее расходовать бюджет, эффективно сравнивать предложения агентств по креативу и менеджменту мероприятия. Для аудиторов и служб закупок оценка стоимости услуг event агентств становится понятнее и прозрачнее. Самим event-агентствам ставки позволят объективнее рассчитывать свои расходы на участие в тендерах и проектах, вести адекватные ценовые переговоры со службами закупок, работать над эффективностью сотрудников и прозрачностью ценообразования. Глобально это шаг к прозрачному, честному и конкурентному рынку».
Юлия Зарипова, руководитель департамента маркетинговых коммуникаций и промо М.Видео: «Для креативных агентств работа по часовым ставкам — привычное дело. Это делает предложение более прозрачным для клиента и дает возможность для переговоров. В event-индустрии подобная практика дает аналогичные возможности».
Варвара Хмелькова, директор Центра цифрового лидерства SAP: «Прозрачность агентских смет для клиента — отличный манифест, поэтому создание рекомендованных почасовых ставок безусловно востребованная инициатива. На своем опыте во время тендерных процедур я неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда разница в ставке условного технического директора или проектного менеджера у разных агентств составляла 2-3 порядка. Кончено, это вводит в заблуждение, но главное не гарантирует того, что смета по итогу будет меньше. Немаловажный фактор — количество часов за работу, которое выставляет агентство. Для большинства клиентов кол-во часов остается «сюрпризом» до самого конца проекта, поэтому закономерно сразу обсуждать весь персонал на проекте и его занятость. С другой стороны, то, что хотелось бы видеть лично мне как клиенту — это стандарты качества и какие-то гарантии, что если ты платишь адекватные деньги за сервис, то и получаешь специалиста соответствующего уровня. Думаю, функцию сертификации как раз могла бы взять на себя REMA».
Илья Стабровский, директор по маркетингу Volkswagen Коммерческие автомобили: «Я, в целом, могу только приветствовать это. Вижу много плюсов как для агентств, так и для заказчиков. Агентствам проще будет прогнозировать доходы и фонды зарплат, появится бОльшая прозрачность в работе с фрилансерами и проект-менеджерами. Заказчики же получат более прогнозируемый и упрощенный тендерный процесс и смогут сосредоточиться на креативной составляющей работы агентств. Плюс, возможно, агентства смогут начать зарабатывать не только на неординарных биг-баджет проектах, но и на сравнительно рутинных. А заказчики смогут не переплачивать при организации крупных высокобюджетных мероприятий».
Размер почасовой ставки профильного проектного персонала формируется из данных, предоставленных 16 агентствами — участниками REMA. Всего выявлено 11 основных позиций. Данные будут регулярно обновляться.
Расчет производился из суммы усредненного ежемесячного дохода сотрудника, который состоит из заработной платы, процентов и бонусов, налогов и расходов агентства. Полученная цифра делилась на количество рабочих часов.
Расходы агентства складываются из следующих показателей:
- зарплаты административного персонала (сотрудники юридического и финансового отделов, управляющих агентствами, секретарей и так далее);
- расходы на аренду офиса, технику, связь;
Таким образом, индивидуальная почасовая ставка профильного проектного персонала складывается из:
- суммы окладов и бонусов сотрудника в месяц;
- % налогов на з/п;
- % накладных расходов;
- % административных расходов;
- % прибыли компании.
Участники рынка смежных индустрий (АКОС И РАМУ) проводят подобные исследования не один год. Полученные данные служат ориентиром при планировании и оценке эффективности работы агентств и могут быть использованы для усовершенствования работы клиента, так как данные отражают текущее состояние рынка.
Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью публикует систему тарификации услуг каждые два года с 2012 г. Их почасовые ставки используют 73 % агентств — членов Ассоциации. К тому же согласно предоставленным АКОС данным подобную систему ценообразования предпочитает абсолютное большинство международных и сетевых агентств. С введением системы единой тарификации, согласно АКОС, агентства были вынуждены более четко определять виды работ, предлагать клиентам наиболее оптимальные решения и больше внимания уделять профессиональным навыкам своих сотрудников.
Российская Ассоциация маркетинговых услуг существует на рынке с 2010 года. С 2015 года организация предоставляет мониторинг стоимости маркетинговых услуг, в том числе расчет стоимости часа сотрудника, который включает в себя вознаграждение с накладными расходами без прибыли агентств. При этом РАМУ показывает и расходы агентств на участие в тендере.
Так, к примеру, дизайнер в агентстве АКОС в 2016 году стоил 3 401, 58, в РАМУ в 2017 — от 2 782, в REMA в 2017 — 2 765. Менеджер проекта в те же временные промежутки в агентстве АКОС обошелся в 4 044,44, в РАМУ — 2 488, а в REMA — 2 741.