Слово «традиции» — немного несовременное,  и оттого еще более душевное и уютное. Первая ассоциация –семья. «В нашей семье была традиция на Новый год готовить особенное блюдо… печь торт… загадывать желания…устраивать пикники… выращивать розы» и т.д.  

Не менее крепкая ассоциация — национальные традиции, обросшие миллионом комичных мифов и легенд: в России есть традиция выпить водки и бросить пустую рюмку через плечо, в Италии в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старую мебель, а в Австралии серфингисты наряжаются Санта-Клаусами и в таком виде ловят волну…

Семейные традиции, национальные традиции – тут все ясно.  А вот, что кроется за словосочетанием «корпоративные традиции»,  зачем их создавать и как правильно внедрять, почему это понятие стало трендом для современных компаний? Где проходит «водораздел» между двумя базисами корпоративной культуры – «разумом» (т.е. организационным порядком, финансовой дисциплиной и т.д.) и «чувствами» (а это психологический климат в коллективе, «приживаемость» новых сотрудников, развитая система коммуникаций, корпоративная этика общения)? Яна Горнак, Руководитель отдела PR и спецпроектов ГК «Евразия Холдинг» пробует разобраться.

Где проходит «водораздел» между двумя базисами корпоративной культуры – «разумом» и «чувствами»

Мы с тобой одной крови — ты и я

Разумеется, первое, что лежит на поверхности – создание доверительной, семейной атмосферы в тех сферах бизнеса, где это действительно необходимо.

Например, на заводе турбинных лопаток, возможно, подобный микроклимат не будет являться главной целью специалиста по корпоративной культуре. Но в сфере услуг—непременно! Если сотрудник не получил эмоциональной подзарядки в начале рабочего дня, ему нечего будет нести в зал (ресторанный или торговый) и сервис будет формальным и бездушным. Однако, здесь есть тонкая грань между добрыми и искренними маленькими ритуалами и навязанными, по-пионерски бодрыми мероприятиями. Веселая короткая речевка, которую сочинили сами ребята –молодые линейные сотрудники – поднимет им настроение и придаст энергии, а длинный и торжественный гимн или клятва (слова которой еще надо выучить!) может иметь обратный эффект.

А значит, правило № 1 в создании корпоративных традиций: активно вовлекаем в процесс образования традиции самих сотрудников. Только в этом случае они будут чувствовать себя не только единой командой, но и одной семьей, где услышат мнение каждого.

А младшеньких любят больше?

Процесс адаптации новичка –это весьма волнительное и непростое для всех мероприятие. Поэтому, традиции, связанные с принятием новичка в коллектив, как раз вовремя создают тот самый «мостик» между выходом на стажировку и решением остаться работать именно в этой компании.

Многие компании реализовывают эту традицию «принятия в семью» по-своему.  Например, в одной известной сети автосалонов печатают небольшой плакат и вешают его в зале собраний или холле, где гарантированно в течение дня бывают все сотрудники. Плакат с фотографией новичка гласит нечто подобное: «Представляем Вам Арину—нового сотрудника отдела продаж! Арина приступила к работе в отделе 10 января. Желаем ей отличных результатов и отличного настроения в нашем дружном коллективе!».

Мы, в «Евразии», проводим в ресторанах небольшие «посвящения в «евразийцы» разных категорий новых сотрудников (официантов, барменов, кассиров и т.д), каждый коллектив придумывает свой ритуал, но обязательно в нем будут добрые пожелания  и предложение помочь освоиться от каждого «члена семьи».

А значит, правило № 2: всей «семьей» традиционно приветствуем – т.е. адаптируем – нового сотрудника!

Твори добро, дари добро

Компания «L’Oreal» по праву гордится одной из своих важнейших корпоративных традиций – «Днем Социальной Ответственности», в рамках которого ежегодно все сотрудники компаний участвуют в одной из социальных или благотворительных инициатив. Любой может внести свой вклад не только в развитие своей компании, но и, благодаря грамотной организации процесса, принести реальную измеримую пользу внешнему миру. Сотрудники гордятся собой и своей компанией, дающей им возможность реализовать свои лучшие качества.

Соответственно, правило № 3: делаем корпоративную традицию общественно значимой и выходящей за рамки корпорации.

Марафон позитива

Жила-была прекрасная большая компания и было в ней множество филиалов и обособленных подразделений. По работе все они должны были общаться, но коммуникации давались им туго, т.к. контакт был сугубо производственный, практически «неодушевленный». Как решить эту проблему и всех «передружить»?

Несомненно, можно собрать всех на один огромный корпоратив – но для этого придется закрыть, как минимум, на целый день все филиалы, что может стать локальной финансовой катастрофой для компании.

Отличный выход – запустить «вирусную» кампанию, в  рамках которой все должны будут обменяться чем-то очень приятным: добрыми словами или маленькими подарками.

В «Евразии» успешно работают 2 такие традиции. Летом, в середине года, мы устраиваем «День благодарности», когда вручаем сладкие подарки или торты с лого компании отдельным филиалам или отделам, а также публикуем слова благодарности сотрудников друг другу в корпоративной газете. Важно: каждый может поблагодарить каждого, сказать искреннее «спасибо» за помощь в работе, конструктив и позитив.

А перед Новым годом мы запускаем веселый «Подарочный флэшмоб», который похож на «Тайного Санту», но в нашем случае неизвестны и даритель, и получатель. Тайное становится явным, когда на последнем собрании года сотрудники разных ресторанов, объединенных брэндом «Евразия», открывают красивые коробки и конечно, сразу же пишут слова благодарности отправителю, подписавшему открытку. Конфеты, мандарины, елочные игрушки, самодельные сувениры, и море теплых пожеланий, адресованных, по сути, как «письмо к незнакомке», неизвестному получателю, но точно «евразийскому» — а значит, своему, родному, из одной «семьи». Все поздравляют всех, все благодарят всех и еще долго вспоминают детское волнение при открытии красивой коробки с сюрпризами от коллег и друзей.

Поэтому, правило № 4: корпоративными традициями стремимся объединить всех сотрудников компании,даже незнакомых друг с другом.

Создавая традиции, проявляем заботу

Как известно, если корпоративной культурой не заниматься, она будет расти и развиваться сама, как сорняк и последствия этого процесса непредсказуемы.

Например, отлично внедрятся в любой коллектив следующие «корпоративные традиции»: алкомарафон по пятницам; день чипсов и шавермы; день ненормативной лексики; день, когда можно опаздывать…

Для того, чтобы корпоративные традиции укрепили и сплотили (а не развалили) коллектив, важно помнить правило №5: в основе любой корпоративной традиции должна быть забота компании о сотруднике.

Например, знаменитая индустриальная корпорация Saint Gobain (Сен Гобен) ежегодно вывозит в Париж сотрудников компании из разных стран мира, для участия в едином беговом марафоне, таким образом, делая здоровый образ жизни частью корпоративной культуры.

Для компаний, которые поддерживают спортивный дух сотрудников, не выезжая за пределы нашей страны, созданы специальные корпоративные соревнования по волейболу «Urban Cup», в которых могут принять участие команды разных компаний из разных городов России.  И конечно, как не вспомнить про прекрасную инициативу Сбербанка «Зеленый марафон «Бегущие сердца», объединившую и сотрудников, и клиентов компании одним благотворительным начинанием.

Подытожив, делаем выводы, что корпоративная традиция должна быть: здоровой, позитивной, интересной, понятной и объединяющей. И тогда разум и чувства корпоративной культуры придут в идеальный баланс и образуют отличный крепкий фундамент для современной развивающейся компании.

А какие корпоративные традиции есть у вас?


Автор: Яна Горнак
Руководитель отдела PR и спецпроектов ГК «Евразия Холдинг»

Метки: