Новые концепции ресторанов и кафе составили более половины открытых в 2018 году заведений в центре Москвы

Фев 4, 2019, 17:19

По данным компании JLL, в 2018 году в основных торговых коридорах Москвы активнее всего и открывались, и закрывались рестораны и кафе: доля открытых заведений общепита составила 40% от общего числа новых операторов, среди ушедших арендаторов доля ресторанов и кафе также была максимальной – 37%. При этом в абсолютном выражении число открытых за год точек общепита в 2,5 раза превысило число закрытий.

Более половины (55%) заведений, открывшихся на основных улицах в 2018 году, появились на рынке впервые. В то же время 77% новых ресторанных концептов были открыты уже известными холдингами.

Новые концепции преимущественно выбирали популярные ресторанные локации: 16% открылось на Патриарших прудах , 13% выбрали Пятницкую. Кроме того, новыми игроками ресторанного рынка пополнились Арбат и Садовое кольцо (по 11% в каждой локации).

Количество открытых в 2018 году ресторанов и кафе в центральном стрит-ритейле, новые и существующие на рынке концепции

Источник: JLL

Среди новичков на Патриарших прудах можно назвать рестораны Coco Lambert и Montifiori Уиллиама Ламберти, а также проект от Novikov Group – Avocado Queen. Пятницкая пополнилась такими новыми концепциями, как Prscco Bar и Break café.

С другой стороны, количество закрытий общепита на основных улицах также было достаточно велико: среди прекративших работу за год можно выделить рестораны Gilda, «Кафе Бегемот» и «Березка Bistrot» на Патриарших. Помимо этого, «Бар Клава» переехал с Патриарших на Петровку. На Садовом кольце около станции метро «Маяковская» закрылся «Эль Гаучо», рядом со Смоленской площадью – «Шеш-Беш», на 1-й Тверской-Ямской – «Якорь».

Увеличение доли предприятий общепита является главным трендом рынка центрального стрит-ритейла на протяжении последних трех лет. Как результат, в общей структуре арендаторов рестораны и кафе устойчиво занимают лидирующие позиции. По итогам 2018 года на пяти из 15 рассматриваемых улиц доля ресторанов составляет 45-60%, в то время как в среднем этот показатель находится на уровне 36%.

Сегмент fashion по количеству занятых помещений лидирует в таких локациях, как Столешников переулок и улица Петровка (48% и 22% соответственно в структуре арендаторов), которые являются местом концентрации брендов класса люкс.

Структура арендаторов в основных торговых коридорах Москвы

Источник: JLL

«Люксовые улицы продолжают оставаться наиболее дорогими торговыми коридорами Москвы. К примеру, несмотря на небольшую коррекцию арендной ставки за год (-8%), Столешников переулок по-прежнему является самым дорогим: уровень средней ставки составляет 205 тыс. руб. за кв. м. Кроме того, максимальные ставки на уровне 150-200 тыс. руб. за кв. м мы отмечаем в наиболее популярных локациях, таких как участок Петровки до Столешникова, Кузнецкий Мост напротив ЦУМа и других. Они были и остаются наиболее востребованными среди ритейлеров и входят в список приоритетных для открытия флагманов. Однако этот спрос крайне сложно удовлетворить по причине отсутствия подобных помещений на рынке: свободных площадей нужного формата в топовых местах почти всегда нет, – отмечает Юлия Назарова, руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве. – В 2019 году мы ожидаем сохранения высокого спроса арендаторов на отдельные локации при общем стабильном уровне арендных ставок в диапазоне от 65 до 165 тыс. руб. за кв. м в среднем в зависимости от улицы».

В связи с активным открытием торговых точек в стрит-ритейле доля вакантных помещений снизилась за год на 0,8 п.п. и составила 8,2%, что является минимальным уровнем за последние четыре года. Наибольшее снижение вакантности произошло на Тверской улице, (-5,1 п.п., до 3,2%), Большой Дмитровке (-4,3 п.п., до 4,3%) и Никольской (-3,5 п.п., до 1,8%), которые по итогам 2018 года стали торговыми коридорами с наименьшей долей свободных помещений.

Читать еще