Круглый стол ДП: Туристы есть, денег нет

В ближайшие 3 года Петербург примет сразу два крупных спортивных мероприятия — чемпионат мира по хоккею — 2016 и чемпионат FIFA — 2018.

Уже сейчас инициируются проверки петербургских гостиниц на соответствие заявленной звездности, между тем из–за сокращения доходности отелей в последний год поддерживать качество им становится все труднее. Наступает «момент истины» — контрактная пора, и при условии резкого роста цен на расходные материалы и продукты ожидается, что гостиницы будут поднимать цены для туристических «цепочек» как минимум на суммарный размер инфляции 2014–2015 годов, чтобы окупить свои издержки. При этом с учетом прогноза на текущий год этот показатель составит около 23–25%. Что делать с ценами, хватит ли существующих ресурсов для поддержания номерного фонда и какие есть пути поддержания отрасли — для обсуждения этих и других вопросов «ДП» организовал круглый стол.

Наталья Минина, управляющая отелем Helvetia

В этом году многие гостиницы смогли добиться неплохих результатов по заполняемости и выручке, однако необходимо помнить, что мы работаем ради рентабельности, а не ради доходов.

Наш небольшой бутик–отель столкнулся, например, с тем, что в прошлом году рынок охватила паника. Год был плохой, и все боялись, что следующий, 2015–й, будет еще хуже. В итоге, когда к нам обращались туристические агентства, мы подтверждали цены, отвечающие их бюджетам, хотя для нас это было не очень выгодно. Потом оказалось, что все заявленные группы подтвердились, так как рубль упал и цена для иностранцев оказалась низкой, а количество номеров, которые мы могли предложить «дорогим» гостям, резко сократилось. Мы получили хорошие результаты по загрузке в этом году и даже повысили доходность, но результат мог бы быть гораздо лучше. Для сравнения: если бизнес–сегмент, который выгоден отелю, вырос за 8 месяцев 2015 года всего лишь на 4%, то туристический сегмент, который имеет гораздо более низкую среднюю цену, увеличился на 22%. Внутри него при этом произошло замещение дорогого туриста дешевым. Но при этом мы не снижаем инвестиции в бизнес, потому что гость остается гостем, он платит за тот стандарт, к которому привык, и поедет в те гостиницы, где о нем заботятся. То есть расходы растут непропорционально доходам. В этом и кроется проблема, заявленная в теме круглого стола, — туристы есть, денег нет.

Герольд Хельд, генеральный директор гостиничного комплекса «Астория»

Ситуация сегодня складывается для многих по–разному. Если взять наш пример, то прошлый год для гостиницы «Астория» был сложным, для «Англетера» — нет. Этот сезон для обеих гостиниц прошел с положительным результатом с точки зрения доходов. Но несмотря на это, мы видим несколько опасных тенденций.

Во–первых, соглашусь, это снижение рентабельности. Растут расходы из–за девальвации и санкций, мы вынуждены искать замену европейским продуктам. Сталкиваемся с тем, что нам предлагают продукты, которые хуже по качеству, но при этом стоят дороже. Это имеет очень негативный эффект для отелей, прежде всего потому, что не соотносится с имиджем Петербурга, который считается культурной столицей, европейским городом, способным на уровне принимать обеспеченных людей, включая обеспеченных россиян. Мы видим риск потерять заработанную репутацию. Во–вторых, происходит переход на другой тип гостя. Заместить обеспеченного индивидуального туриста из Северной Америки и Северной Европы группами с более низкой ценой за номер очень трудно и рискованно. Затраты остаются на том же уровне, а прибыль значительно сокращается.

Наташа Изотова, управляющий отеля «Англетер»

Сегодня действительно очень сильно увеличивается затратная часть отелей, особенно тех, кто приобретает большое количество импортной продукции. Для нас это косметика, кухонное оборудование, мебель, техника и пр. По нашей статистике, цены от поставщиков выросли примерно до 40–45%, а на отдельные позиции — на 50–60%. Понятно, что поднять цены в той же пропорции мы не можем, но вынуждены их корректировать, чтобы компенсировать хоть часть потерь.

Кроме того, в Петербурге существует известная проблема сезонности. При этом бюджеты на развитие туристической отрасли снижаются. Для достижения успеха у нас есть все: историческое и культурное наследие, инфраструктура, отели. Необходимо поддерживать желание к нам приехать, а также продолжать развивать известность Петербурга как уникального туристического направления.

Андрей Ткачев, управляющий отелем «Введенский»

Мировой гостиничный рынок является сегодня перспективным бизнесом — вся Европа на глазах превращается в музей, и, по прогнозам европейских аналитиков, туристический поток там вырастет к 2020 году на 85%. При этом средняя ставка в отелях класса четыре звезды составляет 230–250 евро, и владельцы очень уверенно себя чувствуют. У нас же мы видим полную эрозию гостиничного бизнеса. Если в той же Москве есть сильное гостиничное лобби, то в Петербурге участники рынка гораздо менее активны: СРО нет, много иностранных компаний, нет консолидированной политики. Как итог: Петербург чудовищно дешев на фоне других европейских городов, многие гостиницы предлагают сегодня цены на уровне себестоимости и ниже. Зимой отдельные гостиницы категории четыре звезды распродавали номера по 2200 рублей с завтраком.

При этом мы находимся под диктатом. В этом году я впервые столкнулся с тем, что туристическая компания при общении мне заявляла, что если мы поднимем цены, то контракт с нами не заключат. Подобная риторика прослеживалась в общении и с другими коллегами. Это особенно странно, притом что при каждом крупном мероприятии Петербург сталкивается с проблемой нехватки номеров.

Мы хотим обратить внимание на реальные возможности поддержки. Мы, как собственники здания отеля на Петроградской стороне, испытываем большую нагрузку со стороны налога на имущество. У нас есть положительный опыт других регионов, где было принято решение о льготах на него для отелей. Мы готовы выйти с инициативой на губернатора Петербурга Георгия Полтавченко, предложив при этом в качестве альтернативы городской налог туристов, который применяется во многих европейских городах.

При этом важно понимать — те деньги, что мы сможем сэкономить, мы сможем инвестировать в реновацию номерного фонда. Мы сегодня боремся прежде всего за то, чтобы не упало качество сервиса.

Тамара Черных, президент Альянса отельеров России, генеральный управляющий Golden Garden Boutique Hotel

Вопрос рентабельности гостиничного бизнеса действительно стоит остро. Общая статистика показывает положительную динамику, однако многие коллеги говорят, что все не так радужно. Мы приходим к новым моделям бизнеса и рентабельности, которые мы должны просто принять. Но нам важно понимать: существующие на рынке тарифы — это действительно максимум, на который мы можем рассчитывать? Нам нужны совместные действия, поддержка правительства. К примеру, вопрос налоговых льгот на налог на недвижимость для отелей уже обсуждался на федеральном уровне, необходимо продвигать эту инициативу, обосновывая ее прежде всего борьбой за сервис, качество которого при сохранении ситуации мы можем потерять.

Юлия Курочкина, начальник отдела продаж и маркетинга отеля «Введенский»

Вопрос тарифной политики для нас очень важен, потому что именно сейчас нам необходимо заключать контракты на следующий год. А то получается, что иногда туристические фирмы ездят по городу с туристами и ищут свободные номера, потому что в пик сезона их действительно не хватает, а с другой стороны — ждут предложения, которые граничат с пределом рентабельности. Сейчас происходит фактическое ценовое сливание «троек» и «четверок», но ведь это две совершенно разные категории с разными затратами на поддержание сервиса. Предоставляя качественную услугу, мы справедливо хотим чувствовать финансовую отдачу.

Надежда Чащина, исполнительный директор «Невский форум»

У нас небольшой отель среднего ценового сегмента, и многие проблемы, которые затронули более дорогие отели, нас касаются в меньшей степени. Например, мы не относимся к тем, кто покупает оборудование и мебель за рубежом, поэтому для нас не так критична девальвация.

В то же время, несмотря на все перечисленное, сказать, что у нас положительная динамика, я не могу. Гостей становится больше, но прогнозировать все сложно, так как картина ясна только на ближайшие 2–3 месяца. Как уже было сказано, доходность растет быстрее рентабельности. Если первый показатель вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то второй — всего на 10%.

Дмитрий Мачихин, директор по продажам и маркетингу Demetra Art Hotel

Сегодня мы сталкиваемся с проблемой прогнозирования. С одной стороны, мы растем, во многом за счет соотечественников, для которых зарубежные туры стали недоступны. С другой стороны, сегмент туристов, которые представляют туристические компании, у нас сокращается, становится больше индивидуальных туристов. Это выгоднее, но укорачивает горизонт бронирования.

Наталия Белякова, директор по маркетингу и PR Domina Prestige Hotel

Этот сезон был для нас очень удачным по доходности и заполняемости. Мы сделали ставку на прямые продажи, и в итоге доходность в высоком сегменте выросла на 40%, а заполняемость — на 20%. Борьба за клиента требует сегодня больших усилий. Качество не должно страдать ни из–за политики импортозамещения, ни из–за любых иных санкций — у наших гостей высокие требования. Я согласна с тем, что гостиницам необходимо выходить с инициативами, в том числе с предложением о налоговой льготе. Помимо прочего, оно могло бы выступить в противовес предложению, наоборот, обложить дополнительными налогами зарубежные цепочки отелей. Такая инициатива недавно озвучивалась на полном серьезе. Ее авторы явно не учли тот факт, что именно международные бренды являются ключевым привлекающим фактором для туристов, приезжающих в Россию.

Юлия Большакова, генеральный директор «Питертур»

То, что мы сегодня видим как компания, которая недавно вышла на рынок принимающего туризма, — отели Петербурга стали очень лояльны по ценам. Мы работали на отправку туристов много лет, но всегда хотели выйти на новый для себя рынок, что и сделали в этом году, привезя сюда несколько групп обеспеченных туристов из Китая. Для их размещения в Петербурге нам понадобилось заключить несколько контрактов с питерскими отелями напрямую. Памятуя опыт предыдущих лет, это была очень нелегкая задача. Но кризис сыграл на руку нашей компании, договоры мы заключили по очень выгодным для себя ценам. Что, в свою очередь, вылилось в хороший финансовый результат.

Марина Морозова, эксперт в сфере гостиничной индустрии Северо-Западного регионального отделения РСТ, руководитель Ближневосточного национального туристского офиса Visit Russia, декан факультета медиакоммуникаций и туризма СПбГИКиТ

Важным аспектом повышения рентабельности продаж в гостиничном бизнесе являются продуманные маркетинговые мероприятия и знание основ управления доходностью, когда фиксированное предложение гостиничных номеров продается по максимально возможной цене правильно выбранным сегментам потребителей. Мы, как национальные туристские офисы, готовы выходить со своими программами, чтобы гостиницы получали именно тех туристов, которых хотят. Необходимо выходить на профильные комитеты, чтобы эти мероприятия закладывались в бюджет. Если говорить о Петербурге, то важно, чтобы город выставлялся на международных площадках сам и помогал выставляться отелям, чтобы была реализована программа привлечения в город крупных мероприятий. Другой инициативой может стать предложение о льготах на налог на имущество для отелей, которые можно было бы компенсировать городским сбором с туриста. Ну и наконец, Ростуризм сегодня прорабатывает вопрос о предоставлении безвизового въезда сроком на 72 часа для транзитных пассажиров аэропортов по аналогии с прибывающими на паромах и круизных судах туристами. Конечно, визовый вопрос требует сложных согласований, прежде всего с МИДом, но, как говорят, дорогу осилит идущий.

Евгения Тучкова, заместитель директора департамента консалтинга компании Colliers International в Санкт-Петербурге

По нашим данным, внутренний туристический поток в первом полугодии 2015 года увеличился на 20–30% по сравнению с первым полугодием 2014–го. Спрос на гостиницы повышается со стороны регионов: например, уже очень заметна тенденция посещений города в уикенд. В то же время показатели гостиниц в разных ценовых сегментах менялись неравномерно. Так, если в сегменте пять звезд средняя цена номера выросла на 20%, то в трех–четырехзвездочном она увеличилась не более чем на 12%.

Соглашусь, что гостиничная отрасль нуждается в поддержке, но заявлять об этом нужно осторожно, чтобы не сложилось мнение, что у нас не хватает гостиниц и надо стимулировать их строительство. Налоговые льготы для отелей — это прекрасная идея, которая действительно поддержала бы и инвестиционную привлекательность отрасли, и отельеров. Помимо того, необходимо работать над тем, чтобы компенсировать последствия низких сезонов в целом по городу, привлекать MICE–туризм, постепенно выводя Петербург на уровень Москвы и Сочи. Упрощение визового режима, которое сейчас обсуждается властями, послужило бы хорошим катализатором для этого.

Источник: ДП

Мы в Telegram

Быстрые, роскошные, деловые новости