Согласно последним данным всероссийского опроса, 38% россиян уверены: женщинам, в отличие от мужчин, сложнее преуспеть в карьере. О том, как обойти конкурентов, не снимая шпильки, Business Daily рассказал Александр Глазов, эксперт в области персонального брендинга.
Александр – основатель и управляющий партнер брендингового агентства «Glazov Branding», созданного в 2014 году. За пять лет работы на счету агентства уже более ста проектов, среди которых ребрендинг и позиционирование Банка Оранжевый, разработка брендов фермы «Родные Ладони» и сети продуктовых магазинов «Свежая корзина», брендинг для Валаамского монастыря, а также проекты для строительной компании Пионер.
Для многих брендинг – вещь непонятная и абстрактная? О чем это: о дизайне или о рекламе?
Когда я поступал в вуз такой специальности как брендинг не предлагалось, а сегодня есть уже магистерские программы по брендингу, но представления у многих до сих пор нет. Задача этого инструмента — наладить коммуникацию бизнеса со своей аудиторией.
Даже айдентика модных брендов ушла в простоту, то что вчера было священное и неприкосновенное, вполне может быть упрощено до утилитарного минимума
Это становится делать все труднее. Реклама уходит в подполье и партизанскую войну за потребителя. Даже айдентика модных брендов ушла в простоту, то что вчера было священное и неприкосновенное, вполне может быть упрощено до утилитарного минимума. Только товар, услуга – и больше ничего. Ни рекламы, ни логотипов, ни звонких девизов — только люди, которые покупают у людей.
Мы покупаем, когда хотим подражать кому-то, но никогда не признаемся в этом. Мы считываем, какую одежду носит лучший друг, начальство, подмечаем, в какой ресторан ходят блогеры. На этой почве благодатное время для личных брендов, которые в одночасье становятся «другом» для многих.
Личный брендинг помогает «упаковать» экспертности предпринимателя, первого лица или специалиста, профессионала, масштабировать бизнес, когда есть хороший продукт или услуга и вы нуждаетесь в притоке новой аудитории. А дизайн, реклама сами по себе лишь малая часть этой работы, хотя, безусловно, очень важная.
В свое время для меня стало открытием, что дизайн не имеет к искусству никакого отношения, хотя думаю, многие до сих пор не видят разницу. Эстетика присутствует и там, и там, но искусство создает в голове пространство для размышлений, а дизайн решает конкретные функциональные задачи, которые, полагаясь на научное знание, формулирует брендинг., где 90% работы – это стратегия, и остальные 10% – красота и творчество.
В чем преимущество бренда личности перед брендами товаров и услуг?
Личный бренд особенно эффективен на старте бизнеса, когда бюджет ограничен, а необходимость привлекать клиентов и покупателей уже есть. В этом случае ваши первые клиенты – это знакомые и знакомые знакомых, которые охотно будут пользоваться вашими услугами и рекомендовать вас своим друзьям. Личная связь с клиентом станет основой вашего бренда, но для дальнейшего роста мало просто создать аккаунт и выкладывать фотографии с обеденных ланчей. Нет, публиковать в своем аккаунте можно что угодно, но эти фотографии из, казалось бы, обыденной жизни будут иметь эффект, только если работа будет последовательна и регулярна. И главное – ваша жизнь должна быть не выпиской из личного дела, а захватывающей историей с чередой новых событий. Кстати, как показывает практика, в этом деле женщины достигают больших успехов – они от природы вербальнее мужчин. Не зря аудитория инстаграма на ¾ состоит из женщин.
Ваша жизнь должна быть не выпиской из личного дела, а захватывающей историей с чередой новых событий
Но как женским личным брендам правильно выделяться в условиях такой большой конкуренции?
Есть секрет. Был такой эксперимент: женщина сидела на скамейке в парке и читала книгу. Сначала она держала в руках бульварный роман о любви и сексе, а затем – книгу «Этногенез и биосфера земли». Если на первую книгу не клюнул ни один мужчина, то во время чтения второй от потенциальных поклонников не было отбоя. Кстати, полагаю, и женщины замечали такой когнитивный диссонанс. Секрет очень прост: нарушение гендерных стереотипов всегда привлекает большее внимание. Это не значит, что для развития мощного личного бренда женщине нужно идти в лесорубы и начать материться, но в политике или бизнесе девушки всегда привлекают внимание – их истории воодушевляют.
Нарушение гендерных стереотипов всегда привлекает большее внимание
Может ли мужчина выделиться подобным образом?
Может, только мужчины боятся женских профессий как огня, считая это слабостью – и зря. Женщина, которая отправляется на Эверест, вызывает всеобщее внимание, потому что это вызов не только мужчине, но и природе, которая не готовила женщин для экстрима. Женская природа в накоплении и управлении ресурсами, поэтому она прагматична: вы не встретите женщину-коллекционера, предмет собирательства которой не будет коммерчески оправдан. Драгоценные камни, например – это не просто коллекция, это ее вложение. А для мужчины коллекционирование пивных подставок – норма, так он понимает и классифицирует информацию об окружающем мире. Бизнес сегодня больше нуждается в гибкости, чем в силе, востребовано умение быстро адаптироваться, пересматривать устаревшие взгляды, искать подходы — поэтому женщины будут увеличивать долю среди предпринимателей.
Бизнес сегодня больше нуждается в гибкости, чем в силе
Но как прагматичность поможет в создания личного бренда? А как же соперничество и конкуренция, это ведь типично мужские черты.
Независимо от пола, бренд личности в отличие от товарного бренда невозможно скопировать, поэтому конкуренции как таковой нет, тем более если деятельность человека дает ощутимую ценность для окружающих. Если воспринимать коллег-профессионалов не как конкурентов, а союзников — то появится возможность создать клуб профессионалов, увеличить общую репутацию ниши, так как это заблокирует доступ на рынок дилетантов.
Мало быть носителем идей — заметным становится тот, кто смог наладить процессы
Кроме того, мало быть носителем идей — заметным становится тот, кто смог наладить процессы. Создание публичного образа – это множество небольших задач, которые требует постоянного переключения: от написания постов для социальных сетей до расширения профессиональных контактов и связей на конференциях. А многозадачность, точнее, уметь вести дела параллельно, и коммуникативность, эта та женская сила, которая дает преимущество в бизнес-процессах.
Сейчас достаточно много инструментов, которые могут помочь в личном продвижении. Какие из них наиболее актуальны в 2019-2020 году?
Во-первых, многие недооценивают e-mail рассылку. Это надежный актив личного бренда. Ведь аккаунты в соцсетях блокируют, и не всегда по понятным причинам, а почтовые адреса никуда не денутся. Благодаря тренду устраивать себе цифровую диету, люди стали дозировать время нахождения в социальных сетях, и оставляют только базовые каналы связи. Электронную почту не отключают. Кроме того, если человек подписался на рассылку, то будет лояльным к таким письмам. Главное почувствовать допустимую регулярность — не чаще 1-2 писем в неделю. Можно посылать подборки разных полезностей, памятки, приглашения на прямые эфиры Instagram – все, что покажет вашу заботу об аудитории.
Во-вторых, подкасты. Записывайте аудио-интервью с клиентами, специалистами из смежных областей, партнерами по бизнесу. Этот формат для многих предпочтительнее чем видео, и позволят слушать ваш канал в пробках. А там и до создания YouTube-канала недалеко.
Независимо от того, как вы взаимодействуете со своей аудиторией, сохраняется тренд простоты и искренней подачи информации. Идеальные фото и безупречность начинает раздражать. У нас как-то не принято ошибаться, рассказывать о неудачах, но бизнес – это всегда горки «вверх-вниз». Если вы закрыли пекарню в одном месте, а потом открыли в другом – стоит об этом рассказать. Поделитесь своей историей, инсайтами и открытиями. Когда вы готовы говорить о провалах, разочарованиях, способны иронизировать над собой и признавать собственные недостатки – вы неуязвимы. Так аудитория вашего личного бренда становится вашей стаей.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.