/

Как эффективно запустить национальную промокампанию в условиях изменившейся реальности?

В связи с кризисом, вызванным COVID-19 и экономическими факторами, привлечение клиентов и стимулирование продаж в ближайшее время станет приоритетной задачей для бизнеса. О том, какие механики и тренды будут актуальны для промокампаний в посткризисную эпоху, — в материале от маркетингового агентства A1 Team.

Снижение спроса в России затронуло 90% всех категорий продуктов и услуг, говорится в исследовании BCG и «Ромира». А возвращение потребления на докризисный уровень займет до трёх лет, считают аналитики. Это означает, что во время и после пандемии потребители будут жить в режиме жёсткой экономии средств и обращать пристальное внимание на ценники и промоакции. Поэтому уже сейчас бренды планируют и разрабатывают промокампании с учётом изменившегося поведения потребителей, чтобы восстановиться после кризиса и даже стать сильнее на фоне конкурентов. 

Стратегия в кризис

Текущий кризис не ограничивается влиянием COVID-19 — немаловажную роль играют и экономические факторы. Поэтому как только коронавирус утратит свою силу, производители могут ожидаемо повысить цены из-за роста денежного курса, а снижение покупательской способности дополнительно отразится на уровне спроса и сделает промо ещё более актуальным для покупателей.

Хотя многие компании замораживают свои расходы на маркетинг, в Procter & Gamble считают, что сейчас «не время исчезать из поля зрения» потребителей. Подтвердив увеличение затрат на продвижение брендов во время пандемии, финансовый директор компании Джон Меллер подчеркнул, что в данный момент людям как никогда важно заявить о физической и ментальной доступности брендов. В компании, скорее, проанализировали опыт из предыдущего кризиса, когда многие потребители переключились на собственные торговые марки магазинов и на более дешёвые. Производители ждали, что люди вернутся к своим привычным брендам, но этого не произошло, поскольку их вполне устроили альтернативы. В текущей ситуации мы, вероятно, увидим схожие изменения в поведении, когда потребители будут вынуждены приобретать товары других брендов, если компании не предпримут каких-либо маркетинговых мероприятий. 

Хотя многие компании замораживают свои расходы на маркетинг, в Procter & Gamble считают, что сейчас «не время исчезать из поля зрения» потребителей

Согласно исследованию Ipsos, потребители ждут от брендов активности и хотят, чтобы им помогли ощутить некую «нормальность» в своей жизни. Поэтому люди поддерживают акции брендов во время пандемии и надеются, что те «придут им на выручку», «подстраивая» свои продукты и услуги под текущую реальность. По данным Mail.ru Group и ResearchMe, среди опрошенных таких людей насчитывается 46%, а среди тех, у кого высокий уровень тревоги, этот показатель ещё выше — 49%. Эти цифры подтверждают, что брендам отводится особая роль в этой борьбе, чтобы помочь людям адаптироваться к сложившейся ситуации и поднять дух в это непростое для всех время. 

Какие механики и тренды будут актуальны в посткризисную эпоху?

По мере того, как разворачивается кризис, мы наблюдаем, как меняется потребительское поведение, переходя из «режима выживания» в «режим формирования потребностей». Всё это следствие социального дистанцирования, домашней изоляции, финансовых ограничений, пугающей неизвестности и отложенных планов на неопределённый срок. И уже сейчас можно сделать вывод, что от экономики впечатлений мы постепенно переходим к экономике необходимого. Поэтому в достаточно выгодном положении сейчас оказались такие бренды, которые в целом придерживаются подобного позиционирования. В противном случае во время и после пандемии мы делаем ставки на следующие механики и тренды промокампаний. 

Гарантированный приз

В условиях нестабильности и постоянно меняющейся среды люди будут ждать активности от брендов и «гарантии», чтобы те помогли снова ощутить «нормальность» в своей жизни. Поэтому механики с гарантированным призом будут востребованы в посткризисную эпоху.

Также многие клиенты говорят о том, что денежные призы уже не привлекают потребителей. Однако на деле во всех предложенных ценовых диапазонах люди, независимо от демографических показателей, чаще выбирают именно денежные вознаграждения. Такой вариант наиболее прост в исполнении, контроле и выгоден потребителю, поскольку не требует дополнительных действий.

Collect & get

Во время самоизоляции многие потребители уже отметили для себя преимущества закупки некоторых категорий товаров впрок. Поэтому механика Collect & get может приобрести новую популярность. 

При использовании этой механики участнику необходимо регистрировать промокод, копить баллы и заказывать призы. Чем больше потребитель купит продукции, тем больше он может выиграть призов. Так, с помощью данной механики можно увеличить среднюю сумму чека, повысить частоту потребления и сформировать лояльную аудиторию. 

Призы становятся диджитализированными

Возможность отказаться от тяжеловесной логистики и точек выдачи призов не нова, достаточно вспомнить акции с механикой «получи 100 рублей на телефон». Но на фоне самоизоляции медиапотребление растёт бешеными темпами.

Но на фоне самоизоляции медиапотребление растёт бешеными темпами

Люди хотят получать самую актуальную информацию из всех доступных источников, ищут развлекательный контент и как никогда нуждаются в общении. Поэтому годовые подписки, электронные сертификаты и виртуальные карты окажутся на пике популярности в промоакциях в качестве призов. В дополнение цифровые подарки позволяют найти больше точек пересечений с разными целевыми аудиториями и стимулировать спрос на товары.

Клубные программы

Поскольку домашняя изоляция показала, что онлайн может оказаться единственным способом коммуникации с потребителями, многие промо могут перерасти в клубные программы. Это возможность создать единую платформу под все типажи потребителей, использующих разные каналы коммуникации, например, сайт или чат-бот в мессенджере. 

С помощью клубных программ можно своевременно информировать потребителей о новых акциях, специальных предложениях, преимуществах в обслуживании, сервисе, новостях бренда. Как правило, они направлены на создание сообщества покупателей бренда с целью построения лояльности, удержания крупных клиентов и увеличения объёма покупок.

Вовлечение ритейлеров в промо

Многие бренды будут вовлекать сети в проведение кастомизированных акций для снижения стоимости промо и получения доступа к CRM-базе потенциальных потребителей. Сбор CRM-базы необходим для использования в маркетинговых исследованиях и вовлечения потребителей в будущие активности. 

Социально ориентированные акции

Как и в случае с пандемией, люди ждут, что бренды внесут свой вклад в решение проблем общества. Торговые сети настолько переполнены промоакциями, что привычные «купи — получи шанс выиграть» теряются на общем фоне. Чтобы быть услышанным и выделиться среди конкурентов, надо обращаться к ценностям и смыслам, которые позволят достучаться до потребителей. 

Самый распространённый пример социально ориентированного промо — отчисления определённого процента от стоимости продукта, приобретённого в период акции, на благотворительные инициативы. Такой подход позволит укрепить образ вовлечённого в решение проблем общества бренда, а покупателю предоставить возможность внести свой вклад. Подобные решения брендов относятся к категории win-win, поскольку несмотря на благотворительный характер, целью промоакции является увеличение продаж за счёт создания мотивации к покупке. 

Промоакции с элементами игрофикации 

Гейминг — одна из немногих сфер, которая в данный момент в крупных масштабах генерирует новую аудиторию. И в эпоху развлекательного контента промоакции с использованием игрофикации только наберут популярность.

С помощью игровых механик можно привлекать новых покупателей и мотивировать их приобретать продукцию

По данным Badgeville, ведущей организации в области геймификации бизнеса, большинство компаний в 2020 году будут использовать игрофикацию в коммуникации с потребителями (58,4% людей охотно принимают участие в таких акциях, а 65,7% потребителей считают, что геймификация рекламной активности положительно влияет на репутацию бренда). С помощью игровых механик можно привлекать новых покупателей и мотивировать их приобретать продукцию или воспользоваться услугами бренда, повышать средний чек, переводить аудиторию с одного продукта на другой, поощрять лояльных потребителей за приглашение друзей и выполнения целевых действий. 

Охват аудитории геймеров

В России насчитывается порядка 47 млн геймеров, а аудитория киберспорта уже перешагнула отметку в 12 млн человек, следует из отчётов Nielsen Sports. Благодаря ежегодному росту эта сфера становится всё более привлекательным каналом для развития бизнеса и коммуникации с потребителями, в том числе в промокампаниях. 

За последнее время мы стали чаще наблюдать акции от тех брендов, которые напрямую не связаны с игровой и киберспортивной индустрией. В таких кампаниях со стандартными механиками в качестве призов обычно разыгрываются игровые консоли: PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch; внутриигровые скины в таких играх, как League of Legends, Warface, World of Tanks; ключи в Steam, ваучеры на покупки в Playstation Store, электронные сертификаты, годовые подписки, билеты на киберспортивные события и др.

Своевременная адаптация к изменяющейся среде и быстрая реакция на вызовы могут стать ключевыми факторами в повышении устойчивости бизнеса во время и после пандемии. Поэтому, как подметили в Nielsen, сейчас брендам важно «ловить момент» и готовиться к принятию решений первыми — ведь что, как не скорость, определяет успех компаний на рынке в это время?

Материал подготовлен маркетинговым агентством A1 Team.