/

Цифровизация медленно доходит до клиентов. Российский бизнес неравномерно переводит свои бизнес-процессы в цифру

Система электронного документооборота и специальное ПО для управления процессом закупок – самые распространенные решения в области цифровизации бизнеса. Такие данные приводятся в недавно опубликованном исследовании Росстата по мониторингу развития информационного общества. На практике же процесс цифровизации среднего и крупного бизнеса ушел намного дальше считают эксперты Comindware.

Система электронного документооборота (СЭД) пользуется 70% российских компаний, а закупки оцифрованы у 39% респондентов.

Остальные решения в области цифровизации пользуются меньшей популярностью. К примеру, специализированным ПО для управления продажами пользуется лишь каждая четвертая компания, а цифровые решения в области управления ресурсами (ERP) и взаимодействия с клиентами (CRM) есть только у 15% и 14% компаний соответственно.

Однако именно на CRM и ERP приходится самый существенный рост. С момента начала мониторинга Росстатом в 2010 году, количество компаний, использующих данные решения в области цифровизации, увеличилось в 3 раза. Количество организаций, оцифровавших документооборот, за этот же период увеличилось на 10%, а все остальные направления практически не изменились.

Интеграция информационных систем компаний и их контрагентов также находится на начальной стадии

Интеграция информационных систем компаний и их контрагентов также находится на начальной стадии – лишь 6% используют цифровое управление цепочками поставок (SCM).

Данные Росстата можно назвать «средними по больнице», на практике же многое зависит от отрасли и размера компании, считает Антон Ермаков, руководитель группы цифровых инициатив Comindware, разработчика Low-code BPMS платформы для цифровой трансформации.

«Согласно популярному графику диффузии инноваций Роджерса, эти данные фиксируют то, что называется принятием «позднего большинства». На практике, если брать крупный и средний бизнес, то и внедрение CRM – это для основной части компаний уже пройденный этап, особенно в b2c-сегменте», — говорит Антон Ермаков.

Согласно данным недавно проведенного опроса клиентов Comindware, в приоритете сейчас находятся решения по цифровизации сквозных бизнес-процессов (от заявки до отгрузки) или внутренних процессов, которые ранее не находились в фарватере подобных изменений. Например, цифровизация HR, АХО или отделов развития.

С точки зрения самих технологий, последний год наблюдается всплеск интереса к сочетанию BPMS и других технологий — BI, RPA, чат-боты и т.д., когда low-code платформа выступает ядром логики, объединяющим данные из разных систем и управляющим процессом в целом.

Также становится актуальной задача сведения разрозненных бизнес-процессов в общую процессную архитектуру предприятия с последующим анализом и осмыслением на верхних уровнях.

Эксперт также делает поправку на то, что результаты показывают данные за 2019 год, в то время как пандемия ускорила существующие тенденции и можно ожидать значительного роста показателей по итогам этого года.