7 советов как писать о промышленности

Мар 31, 2016, 16:22

Специалисты коммуникационного агентства SP Media подготовили для PR Club SPb 7 советов тем, кто пишет о промышленности.

1. Интересоваться технологиями и производством

Если вам не интересна наука, технологии, лазеры, роботы и т.п., то лучше вообще не браться за промышленную тематику, все равно ничего не выйдет. Даже если вы самый гуманитарный гуманитарий на свете, у вас должен быть настоящий интерес к промышленному производству, желание разбираться и понимать, что к чему и как работает.

Вот я обожаю фильмы про боевых роботов, а в «Интерстеллар» я ничего не поняла, но мне все равно очень понравилось. К тому же, сейчас в сети достаточно сайтов и сообществ, в которых о науке и технологиях пишут ясным и доступным всем языком: от популярного сайта postnauka.ru до разнообразных комьюнити в социальных сетях, например, «Наука для чайников («ВКонтакте») или «Наука и технологии»(Facebook).

2. Задавать вопросы и не бояться выглядеть идиотом

Если уж вы взялись за промышленную тему как автор или устроились на работу в пресс-службу промышленного предприятия, то отныне инженеры, конструкторы, ученые – это те, с кем вы будете общаться для подготовки ваших текстов. Но у вас же нет технического образования, значит, ваши вопросы, увы, не всегда будут точны, иногда наивны или даже смешны тем, кто владеет темой. Но это ничего! Задавайте их до тех пор, пока не разберетесь в теме, а к иронии и даже сарказму относитесь спокойно, потому что ваша работа – рассказывать о новых технологиях и продукции промышленных предприятий – не менее важна, чем собственно производство.

Последним вопросом в списке, который я отправляю техническим специалистам, чтобы подготовить, например, пресс-релиз, у меня обычно значится: «Что еще мне нужно знать об этом оборудовании/ технологии/ продукции, чего я не спросила, но что поможет нам о них рассказать?». И это всегда работает, потому что снимает ограничения, заданные вопросами, и позволяет «технарю» раскрыть вам то важное, что вам и в голову не приходило.

3. Нужно понимать, чем так круто то, о чем вы пишете

Не обязательно знать, как именно вытачиваются детали или как устроен сварочный робот, но знать преимущества той или иной технологии/оборудования, о которых вы рассказываете,  вы обязаны. Временные, экономические, преимущества в производительности  труда – это и есть ваши основные аргументы для пресс-релизов и статей, самое важное из того, что должен узнать мир о ваших клиентах.

4. Находить простые слова

Не захламляйте текст лишней терминологией и сложными производственными оборотами. Читать ваш текст и принимать решения о его пригодности / непригодности для СМИ будут люди, похожие на вас: журналисты, редакторы – они тоже не владеют в полной мере всеми техническими смыслами, а наукообразное месиво заставляет их грустить и удалять ваши письма из почты, не читая.

Поэтому детали не «подвергаются резанию на станках путём внедрения инструмента в тело заготовки с последующим выделением стружки и образованием новой поверхности», а «обрабатываются на металлорежущих станках», и сварочные роботы не «приобретают новые навыки в процессе выполнения производственных операций», а «обучаются».

5. Защищать свой текст от «технарей»

Вот вы подготовили ясный текст про производство и отправляете его на согласование техспецу – а вам его возвращают весь перечерканный со словами «это все вообще не серьезно и не то». Поздравляю! Вам встретился человек, который не признает другого языка, кроме своего – технического. И это худший вариант, потому что переубедить такого крайне сложно.

А между тем именно такие упертые «технари» (ведь они часто еще и ученые) могут стать источником для крутейших публикаций о предприятии! С рассказами о реальных научно-производственных прорывах можно попадать в самые влиятельные СМИ, в «Эксперт», например.  Но вот человек уперся и видит свою тему только в форме научной работы и кривится от вашей прекрасной адаптированной статьи. Что делать? Убеждать, объяснять, приводить примеры – работать, в общем.

6. Находить образы и аналогии

Принципов, по которым все в мире устроено, не так уж и много, поэтому аналогии и образы – ваши помощники. В готовом тексте, конечно, им не место, но в процессе работы, в голове, оперировать образами очень удобно – это позволяет увидеть преимущества оборудования более жизненно и объемно.

Как-то мне довелось писать о сельскохозяйственных машинах, специализацию которых можно менять, используя разное навесное оборудование.  Одна из «насадок» предназначалась для выемки силоса из ям и его нарезки для раздачи животным на фермах. У меня было совсем немного информации, и я никак не могла понять, чем же эта штука так крута и внятно об этом написать. А потом до меня дошло – это же лопатка для нарезки слоеных салатов, «Мимозы» там или «Селедки под шубой» — она  также захватывает массу целиком, не повреждая внутренней слоистой структуры. И слова про это оборудование дальше сами собой нашлись.

7. Рассказывать о производстве через известных потребителей

Иногда объяснить суть технологии или принцип устройства какого-то оборудования действительно непросто. Но ведь можно рассказать о том, для кого эта технология или оборудование предназначается, какие задачи они решат у конечного потребителя!  И если бизнес этого конечного потребителя более ясен, более приближен к людям, то и преимущества вашего клиента-промышленника становятся видны как на ладони.

Один из моих клиентов производил автоматизированное оборудование для складских помещений – уравнительные платформы. Непонятно ведь, что это такое, да? Однажды предприятие изготовило платформу,  гигантскую чудо-штуку, для склада кировского пивного завода «Вятич». В пресс-релизе, который мы подготовили по этому поводу, акцент был сделан именно на специфике и потребностях клиента: они пиво грузят, у них бутылки хрупкие, а наша чудо-штука работает так хорошо и плавно, что товар больше не будет биться. Понятно ведь сразу, что к чему? Эту новость живо разобрали и пермские (там, где предприятие), и кировские (где потребитель) СМИ, деловые и не только – ведь это про насущное, про жизнь.

Ольга Антипина — Специалист по связям с общественностью Коммуникационное агентство SP Media

Читать еще