PR-менеджер в России: трансформация профессии

HeadHunter и The Baltic PR Weekend представили исследование изменений, которые произошли за последние 5 лет в отрасли.

Аналитика по данным HeadHunter (hh.ru) показывает, как трансформировались задачи и требования к специалистам по PR за последние шесть лет. Предполагаю, в ближайшие годы все более остро будут востребованы знания и опыт в Bнтернет- маркетинге и в работе с репутацией компании в глазах разных целевых аудиторий. «Классический» функционал давно расширился из-за двух отчетливых тенденций – интернетизации и рост спроса на универсальных специалистов. Добавлю, что работа с репутацией компании становится более изощренной и дифференцированной: инструментов и каналов коммуникации становится все больше, внимание аудитории размывается, количество целевых групп растет, они становятся все более узкими. Ряд регулярных процессов в маркетинге и PR все теснее связаны с брендом работодателя, т.к. это направление требует кросс-функционального подхода и выходит за рамки базовых HR-процессов. Исследования HeadHunter показывают, что HR-бренд оказывает влияние на четверть покупателей при выборе в пользу того или иного товара или услуги. Положительная пусть и не стремительная динамика зарплат в течение шести лет, особенно в части опытных специалистов, и анализ вакансий на hh.ru показывают, что компании начинают уходить от восприятия PR как факультативной функции, и переходят на более стратегический уровень. Профессия стала зрелой. Однако с учетом кризисной ситуации все считают деньги: очень востребованы навыки по оценке эффективности проектов и умение работать в условиях небольших бюджетов.

Юлия Сахарова, директор по СЗФО, HeadHunter (hh.ru)

А есть ли спрос?

За последние пять-шесть лет доля вакансий для PR-специалистов в сфере «Маркетинг, реклама, PR» в России несколько снизилась. Для сравнения в 2010 году на такие вакансии приходилось 5% предложений о работе, тогда как в 2014 и в 2015 гг. – только 3%. Это может быть вызвано рядом причин:

  • Расширение функционала. Помимо обязанностей в рамках классического PR, в вакансиях все активнее появляются задачи по работе с социальными медиа, применению digital-технологий и т.д. В ряде департаментов по коммуникациям открываются отдельные позиции для специалистов, отвечающих за это направление, либо расширяется сфера деятельности «классических» PR- менеджеров.
  • Сложные экономические условия подогревают спрос на универсальных специалистов, например, менеджеров по маркетингу, которые отвечают за все направления работы, связанные с коммуникациями. В большей степени это, конечно, характерно для российских регионов, однако, в условиях кризиса компании в Москве и Санкт-Петербурге сегодня используют данную стратегию. В целом в сфере маркетинга и медиа оптимизационные процессы были одними из самых ощутимых. По итогам исследования HeadHunter в марте 2015 году почти треть российских компаний, работающих на этом рынке, говорили, что провели сокращения сотрудников1. Тогда как планировала это делать в начале года только четверть компаний.

graph-1

Как менялись требования к специалистам

  • В 2010-2011 гг. работодатели указывали в вакансиях преимущественно классические требования и обязанности, ориентированные на работу со СМИ: написание текстов, взаимодействие со СМИ, наличие базы, установление личных контактов с журналистами, организация мероприятий и пр.
  • С 2011-2012 гг. в вакансиях для PR-специалистов более массово появляются требования, связанные с опытом в SMM и интернет-маркетинге.
  • В 2013 году в вакансиях все активнее упоминается работа с блогерами. В этот же период помимо расширения функционала отмечается и качественный сдвиг в требованиях к PR-специалистам. Компании стали больше стали говорить в вакансиях про разработку PR-стратегии и оценку эффективности.
  • С 2014 года стали чаще встречаться требования к знанию CMS, HTML, 1C-Битрикс
  • В 2015 году добавляется пожелание от работодателей, связанное с навыком публичных выступлений, а также умение эффективно работать в рамках ограниченного бюджета.

Среди неизменных общих требований – наличие профильного или смежного высшего образования (в области маркетинга, PR, рекламы, в ряде вакансий – журналистики, филологии), грамотная устная и письменная речь, самостоятельность и ответственность, умение работать в режиме многозадачности и сжатых сроков.

Опыт и график работы

Если сравнить 2015 г. и 2010 г., то сегодня возросло количество предложений для специалистов без опыта. Это отчасти может быть связано как с кризисными настроениями и желанием работодателей сэкономить, а также с тем, что часть функционала по SMM и интернет-маркетингу сегодня отдается в ведение недавних выпускников. Эта тенденция вполне отражает поколенческие особенности. Вакансии для «новичков» приросли за счет тех, которые в 2010 году были ориентированы на специалистов с минимальным опытом от одного года до трех лет. Параллельная тенденция связана с подросшим количеством вакансий для специалистов с опытом работы от трех до шести лет. Однако этот сдвиг менее заметный.

graph2

2015 год также показывает прирост вакансий с частичной занятостью. Обоснованием этому опять же может служить экономическая обстановка, но на рынок влияет и запрос самих соискателей. Для некоторых представителей профессии становятся важными такие параметры, как удаленная работа и ведение нескольких проектов одновременно. Это подтверждается и предлагаемым в вакансиях графиком работы. За пять лет произошло снижение доли вакансий с предложением полного рабочего дня (91% в 2015 году VS 96% — в 2010 году). При этом выросла доля предложений о работе с гибким графиком и возможностью удаленной работы.

graph3

Заработная плата

С 2010 года мы видим снижение зарплатного предложения для специалистов по PR без опыта. Для соискателей с минимальным опытом (от 1 до 3 лет) оно оставалось стабильным с 2011 года и составляло 35 тысяч рублей. Для более опытных работников (от 3 до 6 лет) указанная зарплата в вакансиях на hh.ru выросла с 42,5 тысяч рублей до 50 тысяч рублей. Аналогичная тенденция характерна и для специалистов со стажем более шести лет. А 2010 году работодатели в среднем указывали в вакансиях в среднем 45 тысяч рублей, в 2015 – 60 тысяч рублей. При этом ощутимый скачок в зарплате для них произошел в 2013 году. В 2012 году опытным специалистам предлагали зарплату в 50 тысяч рублей. Стоит заметить, что до этого момента разница между зарплатой для тех, у кого был опыт 3-6 лет, и теми, у кого более шести лет, была минимальной. Однако с 2013 года эта разница становится более ощутимой. Это отчасти коррелирует с появлением в описании вакансий требований к стратегической работе, более комплексному подходу, предполагающему грамотную оценку эффективности PR-деятельности.

graph4

Комментирует Юлия Сахарова, директор по СЗФО, HeadHunter (hh.ru):

«Аналитика HeadHunter показывает, как трансформировались задачи и требования к специалистам по PR за последние шесть лет. Вероятнее всего, в ближайщее время на рынке сохранятся разнонаправленные тенденции: первая – расширение «классического» функционала за счет задач, связанных с SMM и digital-проектами; вторая – востребованность универсальных специалистов, на которых держится спрос в связи со сложными экономическими реалиями. Параллельно все больше процессов в маркетинге и PR будут связаны с брендом работодателя, т.к. это направление требует кросс-функционального подхода и выходит за рамки рекрутмента и адаптации персонала. Исследования HeadHunter показывают, что HR-бренд оказывает влияние на четверть покупателей при выборе в пользу того или иного товара или услуги. Положительная пусть и не стремительная динамика зарплат в течение шести лет, особенно в части опытных специалистов, и анализ вакансий на hh.ru показывают, что компании начинают уходить от восприятия PR как секретарской функции, и переходят на более стратегический уровень. Однако с учетом кризисной ситуации все считают деньги: по-прежнему актуальными остаются навыки по оценке эффективности проектов и умение работать в условиях небольших бюджетов».

Источник исследования.