Возвращение интереса к моде вопреки кризису

Апр 24, 2020, 16:38

Антикризисная онлайн-конференция, посвященная выходу индустрии моды и легпрома из кризиса 2020, продолжает свою работу. Среди участников первого дня – крупный бизнес («Яндекс», befree, Etam), средние и нишевые игроки (Ushatava, I Am Studio «Волчок») и аналитические и консалтинговые агентства (Trendsquire, «Штаб», Setters). Во второй день говорили с представителями предприятий легкой промышленности, разбирались, в каких условиях они сейчас работают, надеются ли на поддержку государства и насколько переориентировались на товары для медучреждений.

Что происходит в сегменте масс-маркет

В конце марта продажи befree упали на 97%, сообщила руководитель линии Trend Алина Мартинез-Цуцу. Оказались закрыты все розничные магазины, вслед за этим упали онлайн-продажи в собственном интернет-магазине, а вскоре и продажи на маркетплейсах Wildberries и Lamoda. Однако затем показатели в онлайн-магазине befree восстановились до уровня прошлого года, вслед за ним растут маркетплейсы.

Масс-маркет ритейлер свернул стратегию внутренней экспансии до конца года – прежде был план открыть шесть новых магазинов, однако на данный момент от плана отказались. Также Мартинез-Цуцу рассказала, что у бренда есть стратегия выхода на рынок Китая и международные маркетплейсы.

Как изменились запросы потребителей

Валерия Немирова, руководитель проектов индустрии Fashion в «Яндексе», рассказала, что за последние 10 лет доля запросов, связанных с модой, практически не менялась, оставалась на одинаково высоком уровне – фактически выстояла сразу несколько системных кризисов.

Быстрее всего восстанавливается динамика в категории обуви

Если рассматривать данные последнего месяца, то заметно падение числа запросов, связанных со сферой моды. Это началось в 20-х числах марта, еще до введения режима самоизоляции. Однако затем последовало восстановление: неделя к неделе запросы росли на 10,4%, и цифры приблизились к показателям начала февраля. Быстрее всего восстанавливается динамика в категории обуви – несмотря на карантин, люди продолжают искать себе то, что будут носить во время смены сезонов. В категории «Белье и одежда для дома» динамика не изменилась с началом карантина. Запросы в люкс-сегменте упали еще после гендерных праздников, до введения режима самоизоляция.

Главные тренды в потреблении:
– смещение покупок в онлайн – и этот рост не закончится с окончанием кризиса; динамичное развитие индустрии доставки;
– новый уровень технической грамотности, в том числе у аудитории 50+, которая может стать новой часть ЦА для брендов;
– более рациональное расходование средств, кризис вызывает отложенный спрос и более осмотрительное поведение покупателей;
– повышенное внимание к здоровью и безопасности, новые стандарты гигиены и санитарных норм; положительно отметят себя те бренды, которые уделяют этому внимание.

Как чувствует себя легпром в текущих условиях

Татьяна Иванова, основательница бренда Stayer: «Зима уже оказалась не очень удачной, поэтому мы приняли решение загрузить мощности не только производством собственной коллекции, но и работать со сторонними заказчиками. Когда начался карантин, мы усилили взаимодействие с Минпромторгом, получили заказ на маски – и таким образом нам удалось избежать простоя. Для бренда этот контракт невыгоден, его задача – просто чуть-чуть помочь производству. Совместно с еще одной группой производителей мы начинаем выпускать медицинские мембранные комбинезоны, для нас это тоже легкий в производстве продукт – однако там довольно сложные требования к безопасности и дезинфекции. Мы объединяемся – сейчас это необходимо. Вместе действовать гораздо проще».

Анна Репина, председатель координационного cовета Легпром-кластера Иркутской области: «Компании кластера, которым я управляю, не ощутили кризиса как такового. Офлайн встал, как и офлайн у наших партнеров – но это время мы посвятили перенастройке стратегий, провели очень много мозговых штурмов. В этом году и до 2025 года мы утвердили стратегию, согласно которой мы переходим на небольшие партии, мелкосерийное производство, гибкое – то, которое отвечало бы потребностям рынка».

Читать еще