/

От курьера до певицы: аналитики выяснили, какие вакансии и подработки востребованы у молодежи

Эксперты Авито Работы опросили россиян, чтобы узнать, ищут ли подработку студенты, и какие сферы они предпочитают. Согласно результатам исследования, 68% молодых людей 18-24 лет за последние три месяца искали работу или подработку. При этом наибольший интерес соискатели проявляли к профессиям продавца, продавца-консультанта или кассира (22%), а также интересовались работой курьера или официанта (по 18%).

Поиск подработки

В опросе приняли участие 10 000 россиян старше 18 лет. 63% респондентов сообщили, что в настоящий момент работают, 29% — не имеют работы,  5% не работают из-за учёбы, а 3% — успешно совмещают учебу и работу или подработку. Большая часть обучающихся — молодые люди 18-24 лет.

68% респондентов, занятых учёбой, признались, что за последние три месяца искали работу или подработку, причем молодые люди (81%) делали это более активно, чем девушки  (59%).

Наиболее активно искали работу жители Приволжского (81%), Северо-Кавказского (70%) и Уральского (69%) федеральных округов. Наименьшую активность по сравнению с другими регионами проявила молодежь Северо-Западного округа — там за последние 3 месяца искали работу чуть больше половины респондентов (58%).

Был ли у вас опыт поиска работы/подработки за последние 3 месяца?

  Вся Россия ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО/ДФО
Да 68% 60% 58% 59% 70% 81% 69% 63%
Нет 32% 40% 42% 41% 30% 19% 31% 37%

 

При этом больше всего искали работу жители городов-миллионников и городов с населением менее 100 тыс. человек — по 69% респондентов. Молодежь Москвы искала работу активнее, чем студенты Санкт-Петербурга — 66% против 56%.

Был ли у вас опыт поиска работы/подработки за последние 3 месяца?  

Вся Россия

Миллионники 500 тыс-млн 250-500 тыс 100-250 тыс <100 тыс
Да 68% 69% 62% 76% 60% 69%
Нет 32% 31% 38% 24% 40% 31%

Популярные профессии

Наиболее востребованными в целом по стране у респондентов оказались профессии продавца (22%), курьера, официанта (по 18%), а также администратора и промоутера (по 14%).

Мужчины чаще всего интересовались работой курьером (21%), кладовщиком, комплектовщиком или работником склада (20%), а также грузчиком (12%). Девушки искали работу продавцами-консультантами или кассирами (32%), официантками, администраторами (по 24%), а также репетиторами или нянями (по 18%).

Москвичей интересовала работа курьер и аниматор, ведущий праздников, певец/певица (по 18%), продавец/продавец-консультант/кассир (17%), официант, оператор на телефоне/сотрудник колл-центра, репетитор (по 16%).

Петербуржцы искали работу продавец/продавец-консультант/кассир (27%), репетитор (21%), курьер, официант, аниматор, ведущий праздников, певец/певица (по 20%).

«Лето — традиционное время, когда работы и подработки для молодежи растут. Соискатели активнее размещают резюме во время студенческих каникул, а работодатели открывают дополнительные, сезонные вакансии.  Главные ценности для молодых людей стабильны — удобный график и достойная оплата. Приятно, что в большинстве регионов респонденты отметили также и возможность научиться новому, проявили заинтересованность в профессиональном развитии. Рейтинг популярности профессий показывает, что рынок постепенно возвращается к нормальной жизни, и неизменно востребованных курьеров и комплектовщиков склада догоняют официанты, продавцы и администраторы, аниматоры и певицы. Хочется надеяться, что эта оптимистичная тенденция останется главной этим летом”, – комментирует категорийный директор Авито Работы Дмитрий Пучков.

Топ-3 популярных профессий по федеральным округам

Вся Россия «Продавец/продавец-консультант/кассир» (22%), «Курьер» и «Официант» (по 18%), «Администратор (офиса, салона, магазина)» и «Промоутер/мерчандайзер» (по 14%)
Центральный «Грузчик» (23%), «Продавец/продавец-консультант/кассир» (22%), «Официант» (20%)
Северо-Западный «Кладовщик/Комплектовщик/работник склада» (43%), «Репетитор» и «Администратор (офиса, салона, магазина)» (по 31%), «Переводчик» (28%)
Южный «Курьер» и «Промоутер/мерчандайзер» (по 22%), «Репетитор» и «Администратор (офиса, салона, магазина)» (по 18%), «Продавец/продавец-консультант/кассир» (17%)
Северо-Кавказский «Аниматор, ведущий праздников, певец/певица» (15%), «Курьер» (14%), «Администратор (офиса, салона, магазина)» (13%)
Приволжский «Продавец/продавец-консультант/кассир» (21%), «Ассистент отдела/ассистента руководителя/помощник», «Промоутер/мерчандайзер» и «Курьер» (по 15%), «Репетитор» и «Администратор (офиса, салона, магазина)» (по 13%)
Уральский «Официант» и «Промоутер/мерчандайзер» (по 27%), «Курьер» (26%), «Оператор на телефоне/сотрудник колл-центра» (23%)
Сибирский/Дальневосточный «Продавец/продавец-консультант/кассир» (48%), «Официант» (47%), «Курьер» (44%)

Главное при выборе работы: график, совмещение, оплата

Среди преимуществ работы или подработки респонденты выделили три основных, значимых в равной степени: удобный график, возможность совмещать работу или подработку с учебой и хорошую оплату (по 66%). При этом меньше всего молодёжь волнует известность бренда компании — это значимо лишь для 3% респондентов.

В Центральном, Южном, Северо-Кавказском, Приволжском и Уральском федеральных округах тенденция такая же, как и в целом по стране — наиболее важными критериями при выборе работы или подработки у молодежи являются возможность совмещать её учёбой, хорошая оплата и удобный график.

При этом респонденты в СЗФО отметили, что для них важна не только оплата (88%) или возможность совмещения (85%), но также заинтересованность в самой работе (77%) и возможность обучения или профессионального развития (70%). А вот жители СФО и ДВФО больше ценят близость работы к дому (50%), чем хорошую оплату (41%).

  Вся Россия ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО/ДФО
Удобный график 66% 63% 63% 66% 71% 67% 67% 64%
Возможность совмещать с учёбой 66% 56% 85% 62% 57% 58% 65% 83%
Близкое расположение к дому 22% 17% 12% 30%c 19% 18% 25% 50%
Возможности обучения, профессионального развития 24% 31% 70% 23% 13% 6% 24% 23%
Известный бренд компании 3% 2% 1% 8% 3% 5% 6% 1%
Хорошая оплата 66% 59% 88% 73% 71% 67% 70% 41%
Привлекательность, заинтересованность в самой работе 32% 20% 77% 44% 20% 23% 31% 26%
Другое 1% 0% 1% 0% 7% 0% 0% 0%

Влияние пандемии на рынок труда молодёжи: взгляд изнутри

По мнению участников опроса, пандемия оказала значительное влияние на рынок труда — 63% респондентов 18-24 лет отметили, что вакансий стало меньше. 18% опрошенных затруднились ответить, 11% полагают, что ничего не изменилось, а 8% считают, что вакансий стало больше.

Уменьшение количества вакансий особенно отметили жители Приволжского (73%), а также Сибирского и Дальневосточного (70%) федеральных округов, а рост — респонденты Северо-Западного (27%) и Южного (12%).

  Вся Россия ЦФО СЗФО ЮФО СКФО ПФО УФО СФО/ДФО
Да, вакансий стало меньше 63% 65% 48% 57% 50% 73% 54% 70%
Да, вакансий стало больше 8% 6% 27% 12% 0% 2% 7% 3%
Нет, на мой взгляд, ничего не поменялось 11% 6% 3% 14% 17% 9% 22% 20%
Затрудняюсь ответить 18% 22% 22% 18% 33% 16% 17% 7%

Исследование проводилось 16-18 июня 2020 года методом онлайн-опроса среди россиян старше 18 лет. В опросе приняли участие 10 000 респондентов со всей России. Погрешность выборки составляет 0,98%.