Эксперты Авито Работы опросили россиян, чтобы узнать, ищут ли подработку студенты, и какие сферы они предпочитают. Согласно результатам исследования, 68% молодых людей 18-24 лет за последние три месяца искали работу или подработку. При этом наибольший интерес соискатели проявляли к профессиям продавца, продавца-консультанта или кассира (22%), а также интересовались работой курьера или официанта (по 18%).
Поиск подработки
В опросе приняли участие 10 000 россиян старше 18 лет. 63% респондентов сообщили, что в настоящий момент работают, 29% — не имеют работы, 5% не работают из-за учёбы, а 3% — успешно совмещают учебу и работу или подработку. Большая часть обучающихся — молодые люди 18-24 лет.
68% респондентов, занятых учёбой, признались, что за последние три месяца искали работу или подработку, причем молодые люди (81%) делали это более активно, чем девушки (59%).
Наиболее активно искали работу жители Приволжского (81%), Северо-Кавказского (70%) и Уральского (69%) федеральных округов. Наименьшую активность по сравнению с другими регионами проявила молодежь Северо-Западного округа — там за последние 3 месяца искали работу чуть больше половины респондентов (58%).
Был ли у вас опыт поиска работы/подработки за последние 3 месяца?
Вся Россия | ЦФО | СЗФО | ЮФО | СКФО | ПФО | УФО | СФО/ДФО | |
Да | 68% | 60% | 58% | 59% | 70% | 81% | 69% | 63% |
Нет | 32% | 40% | 42% | 41% | 30% | 19% | 31% | 37%
|
При этом больше всего искали работу жители городов-миллионников и городов с населением менее 100 тыс. человек — по 69% респондентов. Молодежь Москвы искала работу активнее, чем студенты Санкт-Петербурга — 66% против 56%.
Был ли у вас опыт поиска работы/подработки за последние 3 месяца? |
Вся Россия |
Миллионники | 500 тыс-млн | 250-500 тыс | 100-250 тыс | <100 тыс |
Да | 68% | 69% | 62% | 76% | 60% | 69% |
Нет | 32% | 31% | 38% | 24% | 40% | 31% |
Популярные профессии
Наиболее востребованными в целом по стране у респондентов оказались профессии продавца (22%), курьера, официанта (по 18%), а также администратора и промоутера (по 14%).
Мужчины чаще всего интересовались работой курьером (21%), кладовщиком, комплектовщиком или работником склада (20%), а также грузчиком (12%). Девушки искали работу продавцами-консультантами или кассирами (32%), официантками, администраторами (по 24%), а также репетиторами или нянями (по 18%).
Москвичей интересовала работа курьер и аниматор, ведущий праздников, певец/певица (по 18%), продавец/продавец-консультант/кассир (17%), официант, оператор на телефоне/сотрудник колл-центра, репетитор (по 16%).
Петербуржцы искали работу продавец/продавец-консультант/кассир (27%), репетитор (21%), курьер, официант, аниматор, ведущий праздников, певец/певица (по 20%).
«Лето — традиционное время, когда работы и подработки для молодежи растут. Соискатели активнее размещают резюме во время студенческих каникул, а работодатели открывают дополнительные, сезонные вакансии. Главные ценности для молодых людей стабильны — удобный график и достойная оплата. Приятно, что в большинстве регионов респонденты отметили также и возможность научиться новому, проявили заинтересованность в профессиональном развитии. Рейтинг популярности профессий показывает, что рынок постепенно возвращается к нормальной жизни, и неизменно востребованных курьеров и комплектовщиков склада догоняют официанты, продавцы и администраторы, аниматоры и певицы. Хочется надеяться, что эта оптимистичная тенденция останется главной этим летом”, – комментирует категорийный директор Авито Работы Дмитрий Пучков.
Топ-3 популярных профессий по федеральным округам
Вся Россия | «Продавец/продавец-консультант/кассир» (22%), «Курьер» и «Официант» (по 18%), «Администратор (офиса, салона, магазина)» и «Промоутер/мерчандайзер» (по 14%) |
Центральный | «Грузчик» (23%), «Продавец/продавец-консультант/кассир» (22%), «Официант» (20%) |
Северо-Западный | «Кладовщик/Комплектовщик/работник склада» (43%), «Репетитор» и «Администратор (офиса, салона, магазина)» (по 31%), «Переводчик» (28%) |
Южный | «Курьер» и «Промоутер/мерчандайзер» (по 22%), «Репетитор» и «Администратор (офиса, салона, магазина)» (по 18%), «Продавец/продавец-консультант/кассир» (17%) |
Северо-Кавказский | «Аниматор, ведущий праздников, певец/певица» (15%), «Курьер» (14%), «Администратор (офиса, салона, магазина)» (13%) |
Приволжский | «Продавец/продавец-консультант/кассир» (21%), «Ассистент отдела/ассистента руководителя/помощник», «Промоутер/мерчандайзер» и «Курьер» (по 15%), «Репетитор» и «Администратор (офиса, салона, магазина)» (по 13%) |
Уральский | «Официант» и «Промоутер/мерчандайзер» (по 27%), «Курьер» (26%), «Оператор на телефоне/сотрудник колл-центра» (23%) |
Сибирский/Дальневосточный | «Продавец/продавец-консультант/кассир» (48%), «Официант» (47%), «Курьер» (44%) |
Главное при выборе работы: график, совмещение, оплата
Среди преимуществ работы или подработки респонденты выделили три основных, значимых в равной степени: удобный график, возможность совмещать работу или подработку с учебой и хорошую оплату (по 66%). При этом меньше всего молодёжь волнует известность бренда компании — это значимо лишь для 3% респондентов.
В Центральном, Южном, Северо-Кавказском, Приволжском и Уральском федеральных округах тенденция такая же, как и в целом по стране — наиболее важными критериями при выборе работы или подработки у молодежи являются возможность совмещать её учёбой, хорошая оплата и удобный график.
При этом респонденты в СЗФО отметили, что для них важна не только оплата (88%) или возможность совмещения (85%), но также заинтересованность в самой работе (77%) и возможность обучения или профессионального развития (70%). А вот жители СФО и ДВФО больше ценят близость работы к дому (50%), чем хорошую оплату (41%).
Вся Россия | ЦФО | СЗФО | ЮФО | СКФО | ПФО | УФО | СФО/ДФО | |
Удобный график | 66% | 63% | 63% | 66% | 71% | 67% | 67% | 64% |
Возможность совмещать с учёбой | 66% | 56% | 85% | 62% | 57% | 58% | 65% | 83% |
Близкое расположение к дому | 22% | 17% | 12% | 30%c | 19% | 18% | 25% | 50% |
Возможности обучения, профессионального развития | 24% | 31% | 70% | 23% | 13% | 6% | 24% | 23% |
Известный бренд компании | 3% | 2% | 1% | 8% | 3% | 5% | 6% | 1% |
Хорошая оплата | 66% | 59% | 88% | 73% | 71% | 67% | 70% | 41% |
Привлекательность, заинтересованность в самой работе | 32% | 20% | 77% | 44% | 20% | 23% | 31% | 26% |
Другое | 1% | 0% | 1% | 0% | 7% | 0% | 0% | 0% |
Влияние пандемии на рынок труда молодёжи: взгляд изнутри
По мнению участников опроса, пандемия оказала значительное влияние на рынок труда — 63% респондентов 18-24 лет отметили, что вакансий стало меньше. 18% опрошенных затруднились ответить, 11% полагают, что ничего не изменилось, а 8% считают, что вакансий стало больше.
Уменьшение количества вакансий особенно отметили жители Приволжского (73%), а также Сибирского и Дальневосточного (70%) федеральных округов, а рост — респонденты Северо-Западного (27%) и Южного (12%).
Вся Россия | ЦФО | СЗФО | ЮФО | СКФО | ПФО | УФО | СФО/ДФО | |
Да, вакансий стало меньше | 63% | 65% | 48% | 57% | 50% | 73% | 54% | 70% |
Да, вакансий стало больше | 8% | 6% | 27% | 12% | 0% | 2% | 7% | 3% |
Нет, на мой взгляд, ничего не поменялось | 11% | 6% | 3% | 14% | 17% | 9% | 22% | 20% |
Затрудняюсь ответить | 18% | 22% | 22% | 18% | 33% | 16% | 17% | 7% |
Исследование проводилось 16-18 июня 2020 года методом онлайн-опроса среди россиян старше 18 лет. В опросе приняли участие 10 000 респондентов со всей России. Погрешность выборки составляет 0,98%.