О нехватке качественного чтения

Ноя 3, 2015, 09:00

Знаете, я так соскучился по качественной журналистике, по длинным вдумчивым темам, развернутому обзору или исследованию. Современный формат отечественной журналистики, за исключением политики и экономики, неумолимо стремится к формату фотографии и подписи под ней. Генерация трафика в интернет, погоня за количеством кликов и лайков, приводят к засилью котиков и бесконечных «еще 10 советов, которых вам так не хватало».

Я с огромным удовольствием, взахлеб и вдумчиво читаю английский журнал Monocle, созданный Тайлером Бруле, в свое время создавшим культовый Wallpaper. Каждый раз с трепетом открываю FT Weekend, предвкушая качественную и вдумчивую журналистику, с интересом разглядываю приложения к шведской Svenska Dagbladet.

Вообще тема приложений выходного дня развита и востребована во всем мире, например, у того же FT Weekend аудитория сильно отличается от ежедневных номеров Financial Times — многие читатели покупают именно этот субботний выпуск, чтобы получить целостную картину недели по самым разным вопросам — не только бизнес, политика и экономика, но и мода, стиль жизни, архитектура и даже коллекционирование. К сожалению, я не могу припомнить подобных приложений у нас. Культура чтения уходит. Понятие субботней газеты также напрочь отсутствует. Да и глубокое освещение тем за пределом политико-экономических сфер весьма скудно, особенно в Петербурге, где всегда любили читать и обсуждать прочитанное.

Понятно, что всегда есть понятие коммерческой составляющей, рекламы и необходимости зарабатывать, но в погоне исключительно за конъюнктурой рынка рекламы, издания теряют свой смысл, превращаясь исключительно в рекламные каталоги и заметки про рекламодателей. Это ведет к тому, что появляются издания как-бы не о чем, и не понимаешь, зачем редакция тратила на их производство время, ведь срок их жизни буквально несколько минут. Как, например, удивительная газета «Утро Петербурга», выходящяя, внимание, раз в две недели. Большая часть издания — это дублирование не свежих анонсов, которые вы успели прочитать в Интернете и забыть.

А еще есть боязнь экспериментировать. Единственный городской журнал Собака.ру не меняется не то, чтобы годами, а десятилетиями. Он как-будто застыл в середине 2000-ых. Те же персонажи, темы, подача материалов — тот же редактор. Я не против такого постоянства, но все же хочется разнообразия.

В эпоху повсеместного интернета и соц сетей, печатным изданиям, чтобы остаться на плаву, нужно искать свою нишу. Не конкурировать с электронными СМИ, способными донести информацию до читателя в считанные минуты, а четко отстраиваться от них. Выигрывать в качестве подаче материалов и глубине раскрытия темы. Long read — так нещадно гонимый из Интернета, имеет право на жизнь в печатном СМИ, ведь именно за такие моменты вдумчивого чтения мы их и любим.

stanislavsmirnov

 

Читать еще