Роман Жаткин рассказал о стартапе: “Нам нравится быть молодыми и делать мир лучше”

Роман Жаткин

Руководитель клиентского департамента Инвестиционной компании «Восточные ворота» Роман Жаткин, рассказал о рождении идеи, о том, как символично расшифровывается название стартапа, что такое «финансовый интеллект», зачем менять у граждан личное отношение к богатству и какими качествами должен обладать предприниматель в современной России.

Брокер «Восточные ворота» существует на фондовом рынке с прошлого года, оказывая консалтинговые услуги по вопросу приобретения ценных бумаг для клиентов по всей России — как частных инвесторов, так и корпоративных клиентов. Зачем вы появились, чем отличаетесь от других брокеров и какие задачи самые интересные?

Что нам действительно нравится, так это возможность работать в динамичной среде, потому что наша сфера деятельности как «птица феникс»: самая стремительно меняющаяся! Фондовый рынок быстрее всех умирает и быстрее всех возрождается. Сложность заключается в том, чтобы сформировать предложение для клиента, сбалансированное в долгосрочном периоде. И это стратегии, в которых мы применяем собственные уникальные подходы к формированию инвестиционного портфеля и «классические» принципы.

Есть уровни развития инвестора — «разумный инвестор», «эффективный инвестор», «профессиональный инвестор» и «мастер».
Когда клиент к нам обращается в первый раз, мы всегда стараемся разобраться, в первую очередь, для него самого — зачем ему нужно инвестировать, для чего он пришел, какие у него инвестиционные цели. И, как вы понимаете, мы принимаем на себя ответственность за успешность построения высокодоходного портфеля.

На самом деле, предсказание доходности — это довольно простое занятие, как это может ни показаться странным. У любого экономического рынка есть свои законы и, имея за плечами достаточный опыт в профессии, не представляет сложности попадать «в десятку»! К тому же, мы любим то, чем занимаемся, нам нравится быть молодыми и делать мир лучше!

Роман Жаткин

Cоздавая стартап, мы, на самом деле, не проводили никакого SWOT-анализа, не анализировали сильные или слабые стороны, можно даже сказать, что мы плыли по течению, просто увлеченные желанием работать. Сейчас, когда у компании есть уже два обособленных подразделения в Питере и Москве, появились выстроенные бизнес-процессы на уровне схем, стратегия развития на 5 лет, мы видим, что наша сила в отсутствии шаблонов и «массовых» продуктов.

Сегодня у нас большой клиентский департамент и в перспективе мы хотим, чтобы он был еще больше, потому что сколько людей , столько и целей инвестирования. Мы профессионалы такого масштаба, что можем себе позволить подходить к работе творчески, формируя личную инвестиционную философию для каждого.

Вашими клиентами могут быть только россияне?

Конечно, нет. К нам обращаются предприниматели и владельцы МСБ, собственники среднего и крупного бизнеса, генеральные директора, руководители бизнес-единиц, начинающие инвесторы, и они не обязательно являются гражданами нашей страны. Мы можем консультировать по всему миру.

Как предприниматели, мы должны учитывать, что международный фондовый рынок более оторван от объективных показателей прибыльности бизнеса, чем у нас. Инвест-решения «там» принимаются в большинстве случаев на основе политических соображений, и все акции переоценены. В России же наоборот, недооценены. И, смотрите, если, например, мы построим график того, как менялась стоимость акций Сбера, то это 1 рубль в 2000 году и 200 рублей сегодня — то есть у российского рынка огромная емкость, и инвестировать в наши акции крайне выгодно для зарубежных граждан, но вопрос в политике.

В Россию приходят только те, кому это «разрешили». Поэтому, конечно, мы ставим себе такую цель развития, как привлечение иностранных инвесторов, но понимаем, что многое от нас не зависит — и, в частности, сегодняшнее отношение мирового сообщества к «сложному режиму».

Тем не менее, я стараюсь вносить свой вклад в формирование «финансового интеллекта» у зарубежных коллег, регулярно выезжаю в командировки, выступаю на международных конференциях. Мы твердо верим в силу свободного сознания человека 21 века, которое активируется желанием, мечтами и опытом.

Роман, я правильно понимаю, что вы уже перешли точку безубыточности и стартап окупается?

Когда предприниматель стремится преобразовать что-то в обществе, рождается своего рода эмпатия. Ее источниками становятся экономическая и социальная идентичность. В каждом клиенте мы незаметно исследуем его не только на соответствие требованиям 115 федерального закона «О противодействии легализации отмыванию доходов», но и его потребности и желания, а нашу инвестиционную стратегию можно считать своеобразным переводом этой информации на материальный язык.

Такой подход достаточно быстро дал результат и сегодня нами планируется переезд в новый офис, где можно позволить больше рабочих мест. Мы решили сделать ставку на инновации— вместо разработки линейки продуктов, которые удовлетворяют более-менее всех, ориентируемся на выращивание личного капитала, но это половина дела.

 

Миссия «Восточных ворот» не только в открытии возможностей разбогатеть. Ни один личный финансовый план не стоит того, чтобы ради него создавать фирму. Это, знаете ли, как в известном советском фильме Карена Шахназарова «Курьер», где главный герой спрашивает своего приятеля о чем тот мечтает, и выясняется, что друг мечтает о новом пальто. Всего лишь о пальто! И тогда герой снимает с себя пальто и отдает со словами «Мечтай о чем-нибудь великом!»

Конечно, мы работаем для тех, кто располагает ликвидными активами от 100 тысяч долларов, выбирает композицию активов и рассматривает альтернативу банковскому депозиту, но богатство само по себе, выражающееся в росте чисел с нулями на банковском счете — это не очень нам интересно. Утверждая мысль о богатстве в когнитивных процессах населения и изобретая для него новые программы роста благополучия, мы хотим влиять на становление и укрепление рынка ценных бумаг в нашей стране.

Сегодня пока еще прошло мало времени с той эпохи, когда у нас все были равны и не было никакой философии капитала как личного процветания. Наши люди не привыкли к богатству и богатым людям как нормальному закономерному явлению в социуме. Я постоянно вижу примеры как народ проявляет необоснованную ненависть к успешным соотечественникам.

Помнится, был очень нашумевший случай с известным актером Игорем Верником, которого буквально забросали помидорами за то, что он проехал пару метров по тротуару к театру. Человек ехал, потому что не было другой возможности парковаться, у него начинался спектакль, но нашим людям все это безразлично. Ты успешен, ты зашел не на свою «территорию», мы тебя отсюда выгоним…

Роман Жаткин
Руководитель клиентского департамента Инвестиционной компании «Восточные ворота» Роман Жаткин

Если говорить про «возраст» фондового рынка в России, то это ведь очень молодой рынок и, конечно, нам важно способствовать его цивилизованному развитию. В частности, для этой цели в компании не так давно создан проект — деловой клуб «Ничего наличного». Это коммуникационная площадка для брокеров, сотрудников инвестиционных компаний, где мы каждый месяц обсуждаем новости и проблемы, приглашаем спикеров, которые обладают полезной для нас информацией. Приглашаем, кстати, на ближайшую клубную встречу, можно отправить запрос на почту pr@vvbroker.com и получить ссылку для регистрации.

Роман, вы так интересно рассказываете, наверное, много читаете, посоветуете что-нибудь?

У меня есть привычка читать каждый день перед сном по 20 страниц. Это ритуал. Я давно понял, что времени не хватает никогда, но при желании его можно найти «искусственно», сознательно спланировав. Обычно, на моей книжной полке, современная зарубежная проза на английском, книги по искусству и психологии, а еще мемуары людей, изменивших мир. Например, недавно прочитал «Наедине с собой» Михаила Горбачева.

Вот, может быть, в одну из своих московских поездок спланирую визит в Театр Наций, где сейчас вышел премьерный спектакль про него. Из тех авторов, кто недавно произвел на меня впечатление, могу посоветовать Павла Пискарева «Метамодерн. Счастье в квадрате» и Романа Сенчина «Петербургские повести».

На самом деле, я этакий книжный бизнес-нигилист: не думаю, что на свете есть какие-то тексты, способные взрастить в человеке предпринимательский стиль мышления. Это либо дано, на мой взгляд, либо нет. И я скептически воспринимаю литературу, посвященную какому-либо воспитанию бизнесменов. Умение чувствовать свою нишу, способность вовремя меняться, в унисон окружающей среде, талант предвидения — это не воспитывается. И я думаю, предприниматели 21 века, такие как мы, «сделаны» из двух вещей: творчества и дисциплины. Эти два слова кажутся, на первый взгляд, «контрастными», но только благодаря постоянному исследованию опыта можно распознать суть процессов, а креативность обеспечивает инновационные решения.